• 

Китайский ракетоплан атакует почти из космоса




26 декабря 2024 года Китай удивил мир, подняв в воздух не один, а два новых прототипа истребителей, воплощающих его видение воздушных систем нового поколения: Chengdu J-36 и Shenyang J-XX/J-50.

Благодаря серии контролируемых (да, как в Поднебесной умеют хранить военные секреты, мы знаем) утечек информации Китай раскрыл информацию о крупном самолёте-бесхвостке с ромбовидным крылом из Чэнду, получившем название J-36 (по номеру планера 36011), и о меньшем, но всё же крупном и тоже бесхвостом самолёте с «лямбда-крылом» из Шэньяна (неофициально называемом J-XX или J-50).



Хотя было известно, что Китай разрабатывает так называемую боевую авиационную систему «шестого поколения», появление J-36 и J-XX/J-50 стало неожиданностью.

Во-первых, мало кто ожидал, что Китай продемонстрирует такие платформы раньше Соединённых Штатов, которые изначально продвигали концепции боевых самолётов «шестого поколения» в рамках своей программы «Воздушное превосходство нового поколения» (NGAD).

Во-вторых, Китай представил две разные программы истребителей с параллельными исследованиями, разработками и производством от двух разных конкурирующих производителей.

Проще говоря, Китай представил первый в мире истребитель шестого поколения и второй истребитель шестого поколения в течение нескольких часов друг за другом. 2025 год, возможно, начался с того, что Китай стал центром мировой оборонной авиации.





Но сегодня в наших прицелах только Chengdu J-36, потому что то, что происходит вокруг этой машины, мягко говоря, не совсем понятно, а потому дает возможность пофантазировать от души в отношении конструкции, характеристик и, главное, применения J-36, неожиданного детища Chengdu Aerospace Corporation (CAC).

Судя по имеющимся фотографиям и видеозаписям, J-36 имеет бесхвостую ромбовидную конструкцию или, попросту говоря, «летающее крыло». J-36 на первых фото был оснащён двумя турбовентиляторными двигателями, но впоследствии появился третий. И вот этот момент заставляет задуматься над многими нюансами.

В остальном, если сравнивать его с CAC (Chengdu Aircraft Corporation) J-20, то J-36 является заметно более крупной платформой.

Некоторые аналитики оценивают длину J-36 примерно в 23 м, а размах крыльев — 19,2 м. Для сравнения, длина J-20 составляет 20,3 м, а размах крыльев — 12,88 м. Таким образом, максимальная взлетная масса (MTOW) J-36 может составлять от 50 до 60 тонн. Зачем истребителю такой вес? Это больше, чем у Су-34, который в целом больше бомбардировщик, нежели истребитель (45 тонн полного взлетного веса), а здесь вроде бы как истребитель… С минимальным взлетным весом, как максимальный у русского бомбардировщика.

Плюс три двигателя. Да, я уже высказывал соображения по поводу того, что третий двигатель — это от того, что два WS-15 просто не могут обеспечить необходимую тягу, но и тут есть моменты, которые вызывают определенные сомнения.

Если верить китайским данным, то двигатели WS-15 развивают мощность 16 000 кгс. Для сравнения, двигатели Су-34, АЛ-31Ф-М1, выдают на максимуме 13 500 кгс. Если не говорить о ресурсе и надежности (что не является сильной стороной китайских двигателей), то WS-15 мощнее, причем изрядно. Но вот вес…

Вообще, даже при таком весе два WS-15 могли бы нормально тащить этот самолет, не будь он заявлен истребителем, который вообще-то должен уметь в маневр. А здесь у нас, увы, такого не наблюдается.





Конфигурация с тремя двигателями очень своеобразна. Возможно, в «Чэнду» ждут, когда появится WS-15, который, как сообщается, обеспечивает как сверхзвуковую скорость, так и большую тягу для улучшения соотношения тяги к весу. Однако стоит отметить, что выбор в пользу трёх двигателей может быть обусловлен не только размерами самолёта, но и необходимостью достижения определённых характеристик в будущем.

По сути, три двигателя позволили бы J-36 вырабатывать значительную электрическую мощность, необходимую для поддержки усовершенствованной авионики, различных датчиков, мощных систем радиоэлектронной борьбы и, возможно, систем самообороны, таких как HEL и/или HPM.

Другими словами, выбор в пользу трёх двигателей связан не столько с сохранением размеров или веса J-36, хотя это можно было бы предположить при традиционном подходе к проектированию, сколько с его ролью в концепции воздушной войны нового поколения, принятой в Китае. В этом контексте J-36 будет служить как узловым элементом, управляющим группой БПЛА, «умными» боеприпасами и другими средствами, так и высокопроизводительным автономным боевым самолётом дальнего радиуса действия. Впрочем, о возможностях J-36 чуть ниже.

Фактически, даже если бы кто-то ограничил J-36 исключительно координационным узлом для управления боевыми формированиями или руководства ими, эффективное использование этого могло бы зависеть от электроники. По сути, для масштабного управления беспилотными летательными аппаратами потребуется огромная вычислительная мощность на борту, а для запуска этого наряду с мощными каналами передачи данных для двусторонней связи потребуется много энергии. Этот набор электроники будет включать в себя не только обработку данных, а также матрицы датчиков или радиостанций, но и необходимые системы охлаждения.

Истребитель вырабатывает электричество с помощью двигателя (или двигателей). Теоретически, возможно, одного или двух двигателей было бы достаточно, если бы платформа выполняла только определённые задачи, например, развёртывание БПЛА. Однако, похоже, что Китай работает над тем, чтобы сделать каждый J-36 по-настоящему универсальной системой, способной выполнять несколько ключевых — и, разумеется, энергозатратных — задач для поддержки БПЛА и небольших пилотируемых самолётов.

Для выполнения этой задачи, возможно, J-36 — или какой-либо его будущий вариант — может быть оснащён двигателем с изменяемым рабочим циклом (VCE). VCE позволяет отдельным турбинам вращаться с разной или изменяемой скоростью, а не с одной фиксированной скоростью для всех. Это может повысить топливную экономичность и лучше удовлетворять другие потребности в энергии, например, для электронных подсистем.

Потенциальная максимальная взлётная масса J-36 может составлять от 50 до 60 тонн, что делает его значительно крупнее традиционных ударных истребителей. Такой большой размер, вероятно, означает значительный запас топлива и большие внутренние отсеки для вооружения, что позволяет использовать его на больших расстояниях и перевозить тяжёлые грузы.

Правда, стоит заметить, что данный набор качеств более присущ бомбардировщику, а не истребителю.





В настоящее время можно только предполагать, каковы будут дальность полёта и грузоподъёмность. Однако можно сделать вывод, что основная цель Китая с точки зрения дальности полёта — возможность охватить первую цепь островов, то есть Японию, Тайвань, Филиппины и Индонезию. Таким образом, можно ожидать, что радиус действия для охвата первой цепи островов — в идеале без дозаправки в воздухе — будет значительным. В свою очередь, использование дальнобойного оружия может помочь J-36 нанести удар по второй островной цепи (то есть по всей Индонезии).

С точки зрения полезной нагрузки, можно ожидать, что внутренний отсек вооружения J-36 будет поддерживать широкий ассортимент боеприпасов, от новых ракет класса «воздух-воздух», таких как сверхдальняя PL-17 с предполагаемой дальностью более 300 км, до высокоточных планирующих бомб и крылатых ракет воздушного базирования.

Опять же, смысл J-36 заключается не в том, чтобы относиться к нему не как к традиционному истребителю, а как к центральному узлу в более широкой системе воздушного боя. Эта система будет включать беспилотные летательные аппараты различных размеров, возможно, включая относительно большие беспилотные летательные аппараты, которые по размерам могут соответствовать небольшим истребителям с экипажем.

Итак, версия 1. Третий двигатель необходим для того, чтобы 60-тонная махина порхала, как Су-35.

Вообще, конечно, смотрится не очень, потому что физика — штука очень упрямая, и маневренные качества J-36 под очень большим сомнением. Дальность и скорость — пожалуй, а вот маневренность — сомнительно.

Версия 2. Третий двигатель нужен не только для того, чтобы нести самолет, но для выработки просто огромного количества электроэнергии для новейших радаров сверхдальнего действия, систем РЭБ и оружия направленной энергии, обеспечения каналов управления БПЛА.

К этой версии тоже можно придраться без особых проблем. И тогда позволяю себе предложить третью версию, пожалуй, самую фантастическую, но имеющую право на жизнь.

Версия 3. Третий двигатель – не то, что есть на самом деле.





И здесь все устраиваются поудобнее, берут попкорн, и мы начинаем. Так вот, третий двигатель — это двигатель, но его работа будет заключаться совсем в другом. И сейчас он представляет собой просто модель, имитирующую настоящий двигатель.

Тут замечу, что то, что нам показали, – прототип. Аппарат, который используется для испытаний, проб и исканий. А то, что будет на выходе, может кардинально отличаться от того, что есть сейчас.

Многие СМИ уже отметили наличие третьего воздухозаборника сверхзвукового формата в верхней части самолета.





С таким вопросом я обратился к ветерану ВАСО, человеку, который немного (32 года стажа) разбирается в постройке самолетов, и он мне сообщил, что идея более чем интересная, видимо, там у китайцев свободного места просто прорва, раз они такое решили сделать, но вообще-то можно было просто пересчитать сечения двух имеющихся воздухозаборников и отвести часть потока на третий двигатель. И это было бы намного проще, что в расчетах, что в металле.

Но нет, китайцам потребовалось третий двигатель снабжать по своей схеме. И здесь у нас родилась мысль: а если третий двигатель будет не турбореактивным, а обычным таким ЖРД? А что, пара «кислород – керосин» давно используется в космических двигателях, от «Союза-2» и до «Фалькона-9», пара неактивная, то есть кислород не так опасен, как некоторые другие окислители типа фтора или амила, позволяет получить высокий удельный импульс около 3500 м/с.

Есть минус, для запуска ЖРД с такими компонентами (кислород и керосин) необходим внешний воспламенитель, действие которого должно быть точно согласовано с подачей компонентов топлива в камеру сгорания. В космической индустрии используются одноразовые электрические или химические пускатели, но в авиацию уже входят плазменные системы зажигания, которые сложнее, но позволяют запускать двигатели на любой высоте.

Кроме того, как раз этот странный воздухозаборник позволит запустить двигатель, а при необходимости перевести питание от емкости с жидким кислородом, когда это будет необходимо, то есть на больших высотах.

А большие размеры J-36 позволят разместить внутри самолета необходимый запас жидкого кислорода. Причем, так как в камеру сгорания он попадает под действием насосов, то и огромное давление, то есть тяжелые толстостенные баки, не требуются.

И в итоге мы получаем самолет с двумя турбореактивным и одним ракетным двигателями.





У любого нормального человека возникнет вопрос: зачем козе баян, она и так веселая? А чтобы было еще веселее.





J-36 сами китайцы характеризовали как прототип самолета, способного прорвать любое ПВО и нанести удар. А как можно прорвать «любое ПВО»? Вариантов, вообще-то, немного.

Можно, используя новейшие технологии, оказаться малозаметным для радаров противника и, пользуясь этим сомнительным, на наш взгляд, качеством, пройти до рубежа нанесения удара. Очень сомнительно, как и вся теория малозаметности.

Можно, используя сверхманевренность, пройти над складками местности, под лучами РЛС. Вариант, которым сегодня на Украине пользуются вовсю. Однако порхающим в 15–20 метрах над землей 60-тонное крыло представляется очень плохо. Физика опять же. Инерцию никто не отменял, и, по нашему общему мнению, такой прорыв рано или поздно будет прерван по причине недостаточной маневренности втыканием в землю.

А можно (и это тоже вариант) пройти НАД всеми «зонтиками» ПВО. На высоте 50–60 км или даже выше.

Возьмем наш прекрасный комплекс С-400. Лучшая его ракета 40Н6Е имеет зону прикрытия по высоте до 30 км. У американского ЗРК «Пэтриот» всё еще хуже – до 20 км. Хорошо, в распоряжении армии и флота США есть комплекс «Стандарт» с его ракетами. Но там даже SIM-6 имеет предел по высоте на уровне 33 км.

Исключение – это SIM-3, застратосферный кинетический перехватчик.





Высотный высокоскоростной лом, если по-простому. Да, эта трехступенчатая ракета способна работать на высотах до 250 км, наводится при помощи своей инфракрасной ГСН и представляет собой очень серьезную разработку. Однако SIM-3 рассчитана на поражение таких целей, как БЧ баллистической ракеты или спутника на орбите, то есть целей, которые не маневрируют, а летят по просчитываемой траектории. Как SIM-3 будет вести себя против активно маневрирующих целей – пока сказать невозможно, таких испытаний не проводилось.

И таких ракет-перехватчиков у США немного. Да и цена на них кусается, от 18 до 24 миллионов долларов за штуку в зависимости от модификации.

Так что если мы берем США (а с Россией у Китая как-то нет повода сойтись в поединке), то там не так уж и много способов отразить такую атаку. И самолет, летящий на высоте 50-60 км, то есть где еще относительно работают крылья, потому что атмосфера еще имеется, на ракетном двигателе, имеет все шансы пройти через любое ПВО. Как вариант — через ПВО АУГ.

источник



Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit.


Другие популярные посты

 • 

Как сообщают румынские блогеры, вся Румыния сейчас заполнена военной техникой из Германии и США... все везут на Украину по железной дорог...

413 комментариев Источник

 • 

Утро. Воскресенье.23 марта 2025 года. С вами Эхо Мацы. Что у нас к этому часу. Киев в огне. Массированная атака БПЛА на город. Информации...

455 комментариев Источник

4

 • 

Власти американского штата Калифорния заявили, что попытки владельцев автомобилей Tesla защитить свою собственность от вандализма будут р...

414 комментариев Источник

 • 

Чтобы не повторяться, задам сразу два похожих вопроса:1. Почему многие люди начали употреблять неиспользовавшиеся ранее иностранные слова...

327 комментариев Источник