Алекс Тарн, «Четыре овцы у ручья». В сущности эта книга состоит из двух. В одной – экшн, террористы, контрразведка, запретная любовь, в другой – притчи, еврейская история и мистика. Журнал «Звезда» думал недолго:
опубликовал ту сюжетную линию, где террористы (а она действительно огонь!), мистику выкинул, ну а последнюю главу, где две линии сливаются, оставил как есть – немного странно получилось, ну и ладно. Где-то даже могу этот журнал понять, потому что и сама ко второй линии оказалась неподготовлена. История цадиков (еврейских праведников), каббалистика, хасидизм – из всего это я только и знала, что хасидам надо непременно ездить на могилы цадиков, ну и пусть их ездят. Однако решила, что если уж попалась мне эта книга, то исторический ликбез не повредит. Узнаваемые мелочи, знакомые фамилии: Медведовский, Дашевский, Златопольский, Смелянский, Шполянский, Брацлавский и даже Смотрич – вдруг стало понятно, откуда они происходят. А
рабби Нахман из Бреслева – оказывается, и есть тот самый Нахман меУман, о котором мы читаем на заборах и машинах. Собственно, этот Нахман и есть один из главных героев книги. Второй главный герой – наш современник «кэптен Клайв». Есть еще два второстепенных рассказчика –
Шимон бар-Йохай (Рашби) и
Ицхак бен-Шломо Лурия. У них много общего. Все они умрут от чахотки в 38 лет (кроме того, о ком неизвестно, когда и от чего умер). У каждого есть верный ученик (Хаим Виталь, Меир, Шимон...), который впоследствии исказит их мысли. И у них общая душа, путешествующая во времени и в пространстве. Тема четырех рассказчиков переплетается с многократно повторенной притчей про четырех овец, четырех врачей, четырех праведников, четырех... уже не помню, кого. Есть в романе и высокие материи – предназначение, исполнение, исправление – тут я пас. Единственное, что могу – это восхищаться архитектурой и гармонией построения книги. И переживать за кэптена Клайва. Кстати, современная линия живо перекликается с нашей теперешней войной. И как же хорошо помню те времена, когда мы боялись сесть в автобус, боялись зайти в кафе. А потом оно как-то внезапно закончилось. Как, благодаря чему? Этого не помню. Григорий Перель читает, как всегда, великолепно. И даже ударения в иврите ставит правильно, что вообще большая редкость (хАдера и ШломО – исключения, без которых нет правил). В общем, отличный роман – хотя, пожалуй, я не идеальный его читатель. Процитирую, однако, автора книги (вне книги):
Говоря в терминах «Овец», четыре овцы прочитали роман. Первая тут же выбросила его из головы. Вторая, прежде чем выбросить, рассказала соседке. Третья целый месяц ходила под впечатлением, обдумывала, формулировала. А четвертая сложила свои впечатления и выводы в ближний сундук головы и затем в течение еще нескольких лет вытаскивала их на свет по мере надобности. А я вот и соседке рассказала (причем подробно), и из головы не выбросила. Претендую на вторую овцу с половиной.
Майк Омер, «Внутри убийцы». Попробовала еще одного нового (для себя) детективщика, пошло лучше, чем
Несбё. Вопреки брутальному сюжету – светлее и симпатичнее. К тому же новая должность открылась мне: профайлер. Профайлера зовут Зои. Второй герой детектива – агент ФБР Тейтум Грей (должны они полюбить друг друга или нет?), повествование ведется ими поочередно. И еще, добавляя разнообразия, немного от лица убийцы и его жертв. Экшн украшают 80-летний непутевый дед Грея Марвин, кот Веснушка и экскурс в искусство бальзамирования. Читает Елена Греб – четко и стремительно, в манере главной героини, как я ее вижу. Впервые слушала эту чтицу, очень понравилась. Обычно я предпочитаю не просто детективы, а детективы+. Плюсом может быть разное: высокое литературное качество, психологичность, моральные диллемы – как-то так. С литературой здесь нейтрально (не то чтоб очень хорошо, но и не плохо), зато психологии выше крыши – и это очень круто. Детективный сюжет тоже отличный. И прелестная концовка – типа будет, с чего начать следующую серию. Так что да, продолжим.
Мария Семпл, «Куда ты пропала, Бернадетт?». Нетривиальная такая книжка – не похожая на другие. И увлекательная – особенно где-то с середины, когда сюжет разгоняется бешеными темпами. Интересно про Антарктиду, где происходит часть действия – не так уж часто пишут про нее. Судя по отзывам в сети, я при этом буду единственной, кому по большому счету роман не понравился. Вот не возникает симпатии ни к одному из персонажей, во главе с этой самой Бернадетт. Мало того, что книга не цепляет – какая-то общая антипатия исходит от нее. И вот еще. Прочла, что Мария Семпл – автор сценария «Беверли Хиллс», и тогда что-то щелкнуло в голове и встало на место. Ведь и правда есть тут нечто из
тех сериалов – тот самый дух мыльной оперы. Аудио читает Мария Абалкина. Она прекрасна, но впечатление не спасла. Вроде и ирония есть, и юмор – но и они не всегда на высоте. Отнесу этот роман к легкому чтиву. Хоть и поданное под айтишно-архитектурно-интеллектуальным соусом – но все же чтиво.