Первооткрыватели концлагерей
Не так давно мне попалась информация о том, что изобретателями концлагерей были вовсе не немецкие фашисты, а англичане, и было это в период Англо-бурской войны 1899-1902 гг.
Англичане не могли справиться с партизанскими отрядами буров и решили полностью изолировать мирное население, а заодно и использовать их в качестве заложников для давления на бурских партизан. Всех женщин, детей и стариков сконцентрировали в специальных, огороженных колючей проволокой охраняемых лагерях (так и появился термин «концентрационный лагерь»). В лагерях содержались до 200 тыс. человек, люди умирали от голода.
Чтобы не наносить удар по своему «имиджу», британское правительство выпустило разъяснение, что целью создания концлагерей является «обеспечение безопасности мирного населения бурских республик», а сами лагеря переименовали в «Места спасения». Заключённых концлагерей стали называть «гостями британского правительства» (https://t.me/historicalfacts77777).
В принципе новость о том, что Гитлер был хорошим учеником англосаксов, новостью давно не является. Очень хорошо об этом написано, например, у Егора Яковлева в его книге «Война на уничтожение». Да и другие историки об этом писали. Но мне в связи с этим вспомнилась немного другая вещь.
Мой дед по отцу, Морозов Яков Иванович, воевал в первую мировую войну. Попал в плен, бежал, шел домой через всю Европу. И дошел.
Так вот, дед мой часто рассказывал про немецкий плен. Про сам побег и про то, как он добирался – нет, во всяком случае в моей детской памяти это не осело, а вот про немецкий лагерь помню. Но дед был уже очень стар, а я мала, и в моем сознании очень долго путалось, о какой войне идет речь. Какое-то время я считала, что дед говорит о Великой Отечественной войне, и лагерь – фашистский концлагерь. Да и все то, что дед рассказывал, вполне укладывалось в эту концепцию. Баланда, голод, холод, издевательства, вышки с часовыми, травля собаками… словом, все, кроме газовых камер.
Потом, много позже, я поняла, конечно, что рассказы деда относились к первой мировой войне, и что его последняя война – Финская, еще одна война, о которой я до недавнего времени тоже почти ничего не знала.
Но знаете еще, в чем парадокс?
Несмотря на то, что я слышала об этом от своего деда, у меня все равно не было какой-то четкой уверенности, что все именно так. Сомнения у человека есть всегда, и, кроме того, я многое списывала на огрехи памяти: дедовой – ему было уже за девяносто, своей – детская память вещь очень хрупкая и нестойкая, особенно если речь идет о девочке, которая много читала и у которой правда часто мешалась с вымыслом. Словом, я очень критически относилась к этим своим воспоминаниям.
И вот вчера я открываю книгу «Красные и белые», автор: Андрей Алдан-Семенов. Один из персонажей романа – Тухачевский, который, как известно, был в немецком плену в первую мировую. И этот немецкий плен Тухаческого, он реально совпадает с тем, что говорил мой дед.
Выводов нет и не будет. Просто вспомнилось.
А так… я всегда жалею только об одном: я слишком мало слушала, о чем рассказывали бабушки и дедушки (и это при том, что моя городская бабушка была отменной рассказчицей), мне все казалось, что успеется и что там может быть интересного.
Сейчас бы послушала. Но, увы, уже некого…