Три обесценивающие женщин сцены в советском кино
При всей моей любви к старым фильмам, некоторые любовные сцены в них просто нельзя смотреть без содрогания. Особенно те, где показывают одиноких женщин: отвергнутых, брошенных, несчастных, изо всех сил старающихся уцепиться за малейшую возможность сожительства. Большинство из нас сходу назовет такие эпизоды: свидание Кати Тихомировой с женатиком, к которому ломится теща. Неловкие приставания Ольги Рыжовой к Самохвалову и ее последующее осуждение коллегами… Однако мой личный рейтинг женского киношного унижения, от которого становится физически плохо, выглядит иначе.
Кошмарный ужин с Вениамином из «Зимней Вишни»
На самом деле, тема романтических ужинов, за которые, якобы, всегда платит мужчина – относительно недавняя. Возможно, именно поэтому всюду раздается этот плач ярославичей, которые зря оплатили чужой ванильный латте. Ведь не так давно в качестве «источника питания» считалось незазорным рассмотреть и одинокую женщину, которой хочется обрести семейное счастье. Именно женщина в таком случае должна была показать себя в качестве отличной жены и хозяйки. А мужчине выпадала возможность бесплатного тест-драйва. Подходит мне такая хозяюшка, или нет?
Яркая иллюстрация такого подхода – сцена из фильма «Зимняя Вишня» (1985). Унылый неловкий ужин, дама в платье и кавалер в тапочках вызывают у меня ощущение визгливого ужаса. В детстве я увидела кусочек этой сцены, и меня буквально накрыло ощущением душной неловкости, унижения и отчаянья.
Ну а что делать бесхозной женщине в таком случае, одной всю жизнь куковать – спросит меня кто-нибудь. Да, с моей точки зрения лучше одной. Я бы лично отредактировала сцену ужина, убрав оттуда возможного скучного приживалу, не сумевшего привнести в дом даже радость. Героиня бы вкусно отужинала одна. В любом случае, это было бы лучше.
Выходки пьянчуги-Тихона в фильме «Сладкая женщина»
Не так давно я открыла для себя творчество Ирины Велимбовской – именно по ее книге был снят популярный когда-то фильм «Сладкая женщина» (1976), поразивший меня в самое сердце. Писать о нем довольно тяжело, потому, что большинство зрителей только смотрели фильм, а само произведение не читали. А в фильме главная героиня показана более эгоистичной, недалекой и плоской, чем в книжке (видимо, таков был социальный заказ). Соответственно, когда ее отвергают, то ее не так жалко. А вот в книге сердце буквально кровью обливается, когда она заглядывает в любимому человеку в свой праздник, в свой главный день, а он только издевается.
«— Я, Тихон, решила взять для праздника. Чтобы поздравил ты меня. А тут как ее пить-то? Ни посуды нет, ничего… Пойдем-ка, милый!
Он тоже поднялся с пола. В том, как он вставал, было что-то грозное.
— С праздником, говоришь? Значит, праздник у тебя?.. Аня попятилась от него, прикрыла грудь сумочкой.
— Поздравляю!.. Ты свою пользу понимаешь. Знаешь ты, кошка-лизунья, что я и любить-то тебя могу, только если выпью!.. Ну-ка, дай ее сюда!
Тихон взял бутылку. Аня еще попятилась, словно в руке у него была не бутылка, а топор или нож. Но тут же она услышала плеск, булькание. По полу растекалось темное, горько пахнущее пятно, ручейком потекло под брошенный кем-то в этой комнате старый письменный стол.
— На! — сказал Тихон и протянул ей три рубля. — И посуда тебе. Больше нет у меня.
— За что ты так меня, Тихон? — почти шепотом спросила Аня.
— За то, чтобы понимала что-нибудь. А не одни шкафы свои да халаты».
Дело ведь не в шкафах и халатах, не в меркантильности и не в мещанстве. Дело в том, что бывшей жене Тишка мстит через невинную женщину, полюбившую его. Мстит изощренно, жестоко. Такое терпеть нельзя. И в своем ресурсном состоянии Анна бы не терпела – но ведь и познакомились они, когда женщина была разбита, когда ехала хоронить мать..
В книге Анна бежит от Тихона… И сильно травмируется, получая не только душевные, но и физические раны. Анечка, милая, почему тебе с детства в голову не вдолбили, что тебе так нельзя, что надо себя беречь? Он оскорбляет тебя не потому, что сложный и высокодуховный. Он оскорбляет тебя потому, что паучку, заманившему жертву в свою паутину, хочется, наконец, пообедать.
Нужна буду – приходи из фильма «Молодая жена»
Еще одна зловещая сцена мне запомнилась из фильма «Молодая жена» (1978). Там главный герой женится на девушке, которая не любит, а мстит через этот брак несостоявшемуся жениху. А вот его старинная проверенная подружка Томочка вынуждена впитывать эти жалобы на жену, словно жилетка. В конце концов, она понимает, что не любима, не годится для этого мужчины ни на одну роль, кроме носового платка - даже от близости он отказывается. Но все равно, уходя, говорит: «Нужна буду – приходи. Старый друг лучше новых двух». А если денег не хватит на машину – одолжу, как обещала. И гордо уходит вдаль, задыхаясь от рыданий. Нет, что ушла – то правильно. А вот денег давать нечего. И вот что еще… Никаких «приходи». Как-то неправильно это – учить женщин быть гордыми себе во вред. А ведь именно такая женская гордость была во многих фильмах. Она вызывает много сочувствия… и боли. К чему это самопожертвование? Тебя не оценили. Уходи. Уходи, оставаясь при своем.
Понятно, что многое снималось не для подражания. Это анти-пример и правда жизни, если хотите. Жаль только, что таких примеров очень и очень много, и их женщины впитывали, словно губки.