• 

Гипнотерапия от симптома к причине. Как происходит лечение психосоматических расстройств в гипнозе

О практическом применении трансовых (гипнотичеcких) техник в практике терапевта

Фраза «Все болезни от нервов!» широко вошла в лексикон современного человека, и, несмотря на определенное преувеличение, она содержит под собой и зерно истины. Многие люди обращаются к врачам со своими недугами и не находят в их лице понимания. Все анализы находятся в пределах нормы, а все что может выписать врач– это успокоительное. Но ведь у человека имеется реальная болезнь: боль в спине, головокружения, кожные высыпания или что-то иное для чего не находится объективных причин. Но как же так происходит и почему причина подобных проблем часто лежит в нашей психике?

(с) Совместно с каналом "Простая психология" постарались сделать полный обзор одного из методов психологической коррекции - регрессивной гипнотерапии. Авторы публикации психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов и психолог, гештальт-терапевт Павел Авдеев.

Что такое психосоматика и как наши мысли связаны с нашим телом?

О связи психики и тела говорили еще древние греки, такие как Гиппократ, Платон и Аристотель. Сегодня же психосоматика стала целым направлением исследований в рамках таких сложных дисциплин как психонейроиммунология[1], психофизиология, психоэндокринология и др. Все эти дисциплины изучают то, как наша психики способна влиять на различные проявления организма и ее функций. А такое влияние и было названо психосоматикой.

К сожалению, влияние психики на тело не всегда бывает позитивным и порой выражается в различных заболеваниях, которые принято называть психосоматическими[2]. А область, которая занимается лечений психосоматических заболеваний носит название психосоматической медицины. Но что же такое психосоматика и если говорить простыми словами?

В целом, на сегодняшний день сложилось два основных понимания термина «психосоматика»: более узкое и более широкое.

В рамках узкого понимания, термин психосоматика означает влияние психических факторов на возникновение телесных заболеваний, например, сюда относятся психогенные слепота и паралич; функциональные синдромы типа ВСД и расстройств желудка; психосоматозы типа бронхиальной астмы, язвенного колита, нейродермита, гипертензии и др [3].

Однако, существует и более широкое понимание психосоматики, когда психосоматика рассматривается как компонент в принципе любого психического или соматического заболевания. Это и неудивительно, ведь в любом нашем переживании участвуют как психика, так и тело. Например, если мы возьмем психические расстройства, то здесь психосоматика проявляется в реакциях нашего тела на психическое содержание. Так, человек с фобией, будет не просто испытывать страх, но и ощущать его в своем теле. Больной паническими атаками будет чувствовать, как его сердце начинает биться сильнее, а голова кружиться и это то, что реально происходит в его теле. Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством будет переживать тревогу и возбуждение, которые заставят его в очередной раз прибегнуть к своим ритуалам для сброса напряжения.

С другой стороны, человек, который страдает от соматического заболевания будет придавать ему тот или иной психологический окрас и впадать в депрессию или же сохранять стойкость духа, что может кардинально повлиять на течение болезни.

Таким образом, мы можем говорить о психосоматике, как об основополагающем факторе любых психических заболеваний и как о важном факторе течения соматических. И именно такое понимание и используется при лечении гипнозом.

Школы психосоматики

Психосоматика – это неоднозначная сфера исследований, в которой на данный момент не существует единого взгляда на происхождение болезней. Именно поэтому многие, проводя свои курсы по психосоматике, спекулируют на этом понятии, пытаясь заработать деньги на тяжело больных людях. Например, многим известны работы Луизы Хэй, которая утверждает, что с помощью изменения убеждений можно исцелиться от всех болезней и, что ей самой удалось исцелиться от рака с помощью собственных техник. Правда вот ее лечащий врач Вилледж Войс утверждает, что она никогда не болела раком, а её болезнь была лишь ее собственной выдумкой.

Схожим направлением является Новая Германская Медицина во главе с доктором Хаммером, который был лишен докторской лицензии и неоднократно пребывал в заключении за причинение смерти своим пациентам[4]. Сюда же можно отнести и любые другие авторские и новомодные системы психосоматики типа классификации Лиз Бурбо. И, к сожалению, все они рассчитаны лишь на выманивание денег у людей, для которых их методы становятся последней надеждой на выживание.

Другой популярным подходом для избавления от психосоматических расстройств стал психоанализ. Именно в рамках психоанализа и зародились основные представления о психосоматической медицине, где психосоматика стала пониматься как результат выражение внутреннего конфликта. И хотя воззрения психоаналитиков и имеют теоретическое и практическое значение, они так и остаются теоретически необоснованными.

Наконец, мы можем говорить о научном направлении исследования психосоматики, которое базируется на данных реальных экспериментов. Именно на это направление и опирается классчиеское обучение психосоматике.

Какие причины есть у психосоматических расстройств?

1. Психосоматика как результат стресса. Наибольшее обоснование в рамках психосоматической медицины получила теория стресса. Теория стресса, разработанная Гансом Селье [5]. На сегодняшний день невозможно выделить единственную причину всех психосоматических заболеваний, так как последние могут иметь совершенно различное происхождение. Однако, все же можно говорить о нескольких основных механизмах возникновения психосоматики, которые и изучаются на курсах по психосоматике.

вводит понятие «стресс» как реакцию нашего организма на воздействия внешних раздражителей. Каждый раз, когда на нас воздействует определенный раздражитель или стрессор, в нашем организме запускается ряд процессов, направленных на адаптацию к ситуации. Это означает, что каждый раз в нас выделяется определенный уровень стрессовых гормонов, таких как адреналин и кортизол, которые приводят в возбуждение наше тело и заставляют нас активно действовать для преодоления стрессовой ситуации.

И, в целом, это нормальная реакции, которая призвана помочь нам в нашей жизни, и она не приводит к психосоматике. Например, если вы видите злую собаку, в вашем организме начинают выделяться стрессовые гормоны, которые заставляют ваши мышцы напрягаться, а сердце – биться сильнее. Это дает вам возможность быстро среагировать на опасность и убежать из ситуации. Такая реакция, названная эустрессом, помогала нам на протяжении долгих лет эволюции. Однако, сейчас она уже не так эффективна…

Как вы думаете, что произойдет если, вы будете испытывать стресс постоянно? Предположим, вы не убегаете от собаки в течении нескольких секунд, а работаете по 20 часов в сутки или проходите через долгую и болезненную процедуру развода. В этом случае в вас также будет активироваться реакция стресса, но теперь вместо того, чтобы помогать вашему организму адаптироваться, стресс, наоборот, будет приводить вас к истощению. Гормоны стресса будут продолжать выделяться, сердце будет работать в усиленном режиме, вам будет не хватать воздуха, а если вы воспримите все эти симптомы в серьез, у вас может даже начаться паническая атака. Однако, паническая атака – это еще хороший выход из ситуации, так как она позволяет сбросить накопившееся напряжение. Но если этого не произойдет и никаким другим способом сбросить стресс не получиться, то начнут изнашиваться ваши сосуды, у вас начнется гипертония, вы будете страдать от бессонницы, а всю вашу жизнь охватит тревога. Это и результат, так называемого, дистресса – того, что мы в обыденности и называем «стресс». И именно стрессу уделяется большое значение на курсах по психосоматике.

При этом основную роль в развитии психосоматики играют невыраженные эмоции, так как именно они являются отражением накопленного стресса. Современный мир не дает нам полностью отдаваться своим чувствам, мы сдерживаем в себе гнев, обиды, печали, разочарования. Все эти чувства также накапливаются в нашем теле, порождая все больше напряжения и стресса и выражаясь в повышенной тревоги. В какой-то момент невыраженная агрессия или обида также приходят к выгоранию и перенапряжению и человек впадает в болезнь. В процессе обучения психосоматики студенты осваивают основные варианты работы с запретами на выражение эмоций.

2. Психосоматика как следствие научения. Если в случае дистресса, общее напряжение просто бьет по самым слабым системам организма, то при обуславливания мы, как бы сказать… учимся болеть.

Дело в том, что мы вполне можем сформировать тот или иной психосоматический симптом за счет образования новой условной реакции. Этот феномен открыл еще И.П. Павлов, чьи работы изучаются на курсах по психосоматике. Он обнаружил, что с помощью объединения безусловного (такого как мясо) или условного (такого как свет) раздражителей, можно сформировать физиологическую условную реакцию (такую как выделение слюны на включение света)[6]. Уже позже это концепция получила разработку в кортико-висцеральной теории К.М. Быкова[7], который продемонстрировал, что можно формировать условные рефлексы, связанные с деятельностью того или иного органа. Или можно упомянуть А.И. Картамышева, который изучал рефлекторную природу кожных заболеваний[8]. А если говорить именно о психических заболеваниях, то стоит упомянуть знаменитый эксперимент Дж. Уотсона по формированию фобии у ребенка[9].

Однако, в общем и целом, психосоматическую теорию научения можно свести к тому, что некоторые соматические симптомы могут быть подвержены психическому обуславливанию. Например, если когда-то к горлу человека приставили нож, то теперь в случае любой опасности, у него может возникать ком в горле. Если однажды девушка подверглась изнасилованию, то теперь она может начать страдать от фригидности, потому что возбуждение было ассоциировано с болью и страхом. Если ребенок испытал отравление во время ругани родителей, то, повзрослев, он может ощущать порывы к тошноте, когда участвует или наблюдает за конфликтом. Или если индивид испытал избавление от тревоги, помыв руки или совершив иной ритуал, у него вполне может начаться обсессивно-компульсивное расстройство. Такие события носят название психотравм, и именно психотравмам уделяется большое значение при обучении психосоматике.

3. Психосоматика как следствие дезадаптивно мышления. Наконец, психосоматика может возникать как прямой результат нашего мышления и установок. Огромное количество работ, особенно в сфере гипноза, посвящено исследованию прямого влияния психических процессов на наш организм[10]. Мы действительно способны влиять на некоторые функции нашего тела вплоть до того, чтобы подгонять параметры организма до ощущения воображаемой невесомости[11] или ускорять заживление ожогов[12], однако, чаще психосоматика подразумевает еще более простой механизм.

Например, на курсах по психосоматике вы узнаете, что панические атаки возникают за счет неправильной интерпретации телесных симптомов. Предположим, у вас накопилось напряжение, вы испытываете стресс как было описано выше и ваше сердце бьется все сильнее. Большинство людей не обратят на это внимание, однако, будут и те, кто достаточно тревожно относится к своему телу. Они сконцентрируются на сердцебиение и это приведет их к мысли «Со мной что-то не так». Эта мысль заставит человека испытать страх, который, в свою очередь, приведет к еще большей частоте сердцебиения, что еще больше убедит человека в том, что с ним что-то происходит. В итоге этот цикл мыслей, эмоций и ощущений будет нарастать до момента, пока, наконец, и не случиться паническая атака и организм не успокоится.

Конечно, существуют и более изощренные взгляды на психосоматические расстройства. Например, часто психосоматику рассматривают как защитную реакцию организма (кожные высыпания у девушки появляются как попытка оградить себя от излишнего внимания мужчин) или как выражение внутреннего конфликта (невозможность проявления обиды выражается в онкологическом заболевании), однако, такие заявления уже тяжелее поддаются доказательству, либо вписываются в три причины, описанные выше.

Как психическая травма связана с психосоматикой?

Все вышеперечисленные причины можно объединить в концепции травмы, которую затем можно успешно применять для психотерапии пациентов с психосоматикой. И именно на теории травмы и базируются курсы по психосоматике.

Дело в том, что и любые рефлексы, и стресс, и дезадаптивные мысли – это все результат прошлого опыта. Как показали эксперименты Р. Лазаруса, стресс обусловлен психологической оценкой стимула, а не стимулом сами по себе[13]. И теперь представьте себе двух людей, каждому из которых предстоит познакомиться с девушкой, только один воспринимает это как жуткое испытание, а другой, а флирт и веселую игру. Понятно, кто из них испытает больше стресса. Или возьмем еще двоих индивидов, один из которых, испытывает приступы тошноты, когда ему предстоит вступиться за себя, а другой вполне уверенно отстаивает свои позиции. Наконец, возьмем еще двоих, один из которых постоянно ходит по врачам и обращает внимание на любые проявления своего тела и в какой-то момент испытывает паническую атаку, в то время как второй, не обращает особого внимания на стук сердца в ситуациях волнения или на отдышку в душном транспорте.

Разница между людьми в каждой паре состоит в их прошлом опыте и в том, чему они научились когда-то раннее. Так, человек, который боится знакомиться испытал когда-то в школе насмешку со стороны одноклассницы, в которую он был влюблён. Индивид с тошнотой, когда-то испытал эту самую тошноту во время ссоры родителей, после чего они перестали ссориться и начали уделять внимание именно ему. А, страдающий от ПА, все детство испытывал на себе тревоги матери по поводу его здоровья и будучи совсем маленьким наблюдал, как его бабушка умерла от инфекции.

Обучение психосоматике позволяет понять, что именно наше прошлое определяет восприятие текущей ситуации и отношение к ней. А значимые события прошлого, которые и формируют психосоматические заболевания и были названы травмами.

Психологическая травма – это событие, которое по своим требованиям превосходит психические ресурсы человека. Проще говоря, человек как бы не способен «переварить» и ассимилировать то, что с ним происходит в момент травмы, в результате чего подобное воспоминание и связанные с ним реакции сохраняются как бы изолировано от нашего сознания[14]. Такой процесс носит название диссоциации. Диссоциации означает, что в момент травмы наша психика как бы распадается на части, которые затем начинают действовать как бы сами по себе.

Возьмем человека с фобией. В момент встречи с пугающим его объектов, например, собакой, в его теле возникает напряжение, хотя сознательно он понимает, что ничего страшного то в ситуации и нет. Дело в том, что в этот момент активируются та его часть, которая сформировалась, когда-то в детстве, когда его действительно покусала собака.

В итоге если человек имеет какой-то предыдущий негативный опыт, он будет проецировать его на похожие ситуации в своей текущий жизни. Отсюда и берется психосоматика. Если вы в детстве испытали отравление на фоне обиды, то при каждом последующем разе, когда вас кто-то обижает вы можете начать ощущать неприятные чувства в животе. Если когда-то было настолько страшно, что хотелось кричать, но вам заткнули рот, то это вполне может привести к заиканию. Если в детстве вас любили только за хорошие результаты, то вы вполне можете стать перфекционистом-трудоголиком, который уже к 30 годам будет страдать от эмоционального выгорания и гипертонии.

Почему травмы вытесняются и возможно ли их вспомнить?

Хотя понятие травмы, которое изучают на курсах по психосоматике и остается достаточно спорным, так как в большинстве случаев практически невозможно проследить связь психотравмы и симптома, все же на сегодняшний день достаточно данных, чтобы говорить о реальности вытеснения травм. Например, Голдфилд в своем исследовании обнаружил забывание у жертв похищения и пыток. Лофтус[15], показала вытеснение у жертв сексуального насилия. Сержэнт и Слаттер установили вытеснение у участников военных действий. А Бессел Ван Дер Колк обнаружил, что чем более хроническим был стресс, тем выше вероятность вытеснения[16]. При этом раскрыты и некоторые механизмы вытеснения.

1. Инфантильная амнезия. Когда говорят о вытесненных травмах, то, чаще всего имеются в виду травмы раннего детского возраста. И, это неудивительно, ведь большинство из нас не помнит своего детства. Данный феномен был назван инфантильной амнезией, то есть неспособностью запомнить события рождения и раннего возраста [17]. Инфантильную амнезию связывают с несформированностью речи, а, следовательно, и семантической сети памяти в детстве, а также с особенностями развития мозга. Однако, то, что мы сознательно не помним события детства, совершенно не значит, что мы не помним их и бессознательно. Ведь именно в детстве закладываются наши основные навыки, а также способы восприятия действительности. Соответственно если в период до 7-5 лет, ребенок испытывает ту или иную травму, он, повзрослев, вполне может ее и забыть, что, однако, не означает, что она перестанет оказывать на него влияние. И именно поэтому, базовые травмы при проведении гипнотерапии психосоматики мы чаще всего находим в этом возрасте.

2. Запоминание на основе состояния. Хорошо, мы узнали, почему люди не помнят травмы из детства, но как тогда объяснить забывание во взрослых периодах? Ответ на этот вопрос пытался дать еще основатель психоанализа Йозеф Брейер, который заявил, что в момент травмы мы переходим в особое состояние сознания, из-за чего все происходящее как бы вырывается из потока ассоциаций и происходит забывание[18]. Сегодня данная теория получила свое подтверждение в виду открытия памяти, связанной с состоянием. Дело в том, что наши воспоминания связываются с контекстом, в котором они формируются, и то, что мы запоминаем в одном состоянии, не всегда можно вспомнить в другом. Сюда добавляются и различные нейрофизиологические механизмы запоминания. Наша сознательная память, формируется с помощью таких отделов как гиппокамп и префронтальная кора. Однако, в момент сильного стресса (травмы), у нас активируется иная зона, ответственная за стрессовое реагирование под названием миндалина, которая подавляет деятельность вышеназванных отделов[19]. В итоге воспоминание не попадает в общую сеть памяти, а сохраняется изолировано в виде условно-рефлекторной связи, между стимулом и той реакции, которая на него возникла. И именно психотерапия позволяет получить доступ к подобным воспоминаниям за счет моделирования ситуации травмы. А как конкретно это происходит вы и узнаете на курсах по психосоматике.

3. Забывание как защита. Также распространение получила концепция, берущая начало еще со времен Фрейда, где забывание воспринимается как психическая защита. И, действительно, часто мы можем вытеснять тот или иной материал в виду того, что он противоречит нашей картине мира или просто неприемлем для нас. Например, девушка, над которой надругался в детстве отец может вытеснить это событие, чтобы сохранить образ любящего отца, а не отца насильника.

Понимание того почему и как была забыта травма в данном конкретном случае позволяет адекватно отобрать метод психотерапевтического воздействия.

Можно ли вспомнить забытые травмы и для чего нужен гипноз?

Несмотря на то, что мы говорим о вытесненных травмах, у нас все же остается возможность получить к ним доступ, на чем и базируется обучение психосоматике. Такое возможно, поскольку наша память устроена ассоциативно, таким образом, что, если мы получим достаточное количество ассоциаций, воспоминание может всплыть само собой. Например, именно для этого свидетелей часто приглашают на место преступление, поскольку обстановка позволяет вспомнить детали, которые раннее были забыты. И именно для этого и используется гипноз, так как он позволяет воссоздать контекст травмы за счет ряда своих свойств: активации внимания и воображения[20].

В процессе гипноза человек как бы абстрагируется от внешнего мира, погружаясь во внутренние ощущения и образы, на которые направляет его внимание гипнотерапевт. Таким образом, можно помочь клиенту воспроизвести проблемную ситуацию в безопасных условиях и прочувствовать негативное состояние, которое кроется за болезненным симптомом. Например, можно попросить человека с зоофобией представить недавнюю встречу с собакой и погрузиться в нее. Это позволит сбросить защитные механизмы и критику, а также воспроизвести ряд признаков и ассоциаций, которые затем с помощью техники регрессии помогут вспомнить более ранние события, связанные с проблемным чувством. Более подробно содержание этих техник и рассматривается на курсах по психосоматике.

Используя такой механизм работы в гипнозе и правильный опрос клиента, гипнотерапевт способен достичь результатов и отыскать травму намного быстрее чем это делается в других направлениях [21].

Как проходит типичный сеанс регрессивной гипнотерапии?

Психологическая коррекция включает в себя изучение ряда этапов от звонка клиента до проверки результатов. Стандарты в гипнотерапии весьма разнятся в зависимости от базовой модальности. Тем не менее можно выделить общую схему. Лучше понять откуда ростут ноги, если описать процесс обучения гипнотерапии, потому что в дальнейшем выпусники курсов воспроизводят теорию на практике.

1. Диагностика клиента. На этапе диагностики изучаются критерии, позволяющие говорить и приемлемости данного вида терапии для данного клиента. Студенты узнают, как можно отличить психосоматику от обычного соматического заболевания (помимо результатов медицинских анализов, которые также необходимы для начала терапии). На обучении психосоматике рассматриваются варианты болезней и расстройств, с которыми можно работать методами гипнотерапии, а также способы актуализации проблемного чувства. При этом обучение позволяет понять, какие клиенты подходят именно для работы в гипнотерапии, как отделить гипнабельных от негипнабельных и почему важно, чтобы клиент мог чувствовать свое тело.

2. Погружение в гипноз. Обучение психосоматике направлено на освоение гипнотических индукций, которые позволяют погружать клиентов на глубокие стадии гипноза. Такое погружение повышает эффективность психотерапии в целом и укорачивает ее сроки.

3. Проведение регрессии. Студенты курсов по психосоматики изучают различные варианты проведения регрессии, то есть формализованного процесса воспоминания травмы. Регрессия позволяет целенаправленно находить травму и делать это быстрее чем в неформализованных направлениях.

4. Проработка травмы. Обучение психосоматике посвящено освоению основных методов проработки травмы. В частности, студенты курсов изучают методы регрессивной гипнотерапии, эмоционально-образной психотерапии, а также экспозиционной терапии. Все эти методы позволяют эффективно работать с травмой в зависимости от типа клиента и его проблемы.

5. Проверка результата. Студенты курсов по психосоматике должны владеть методами проверки результатов работы, таким образом, чтобы терапия не длилась бесконечно без перспективы реальных изменений.




Кто имеет право работать с запросами по психосоматике?

Пройдя обучения на курсах по психосоматике выпусники получают официальное удостоверение, которое даст право вести профессиональную деятельность в данной области. Хотя есть существенных оговорок, надо понимать, что при обращении клиентов с любыми соматическими проявлениями, их первоначально следует отправлять к врачу общей практике, и только затем, когда никаких физических причин его недуга не было найдено, предлагать ему свои услуги. В остальном, ваше профессиональное наименование будет зависеть от наличия у вас базового образования. Если вы являетесь базовым врачом, то, отучившись на курсах по психосоматике, вы можете называть себя психотерапевтом. Если вы обладаете образованием психолога, то тогда, у вас появится возможность называть себя психологом-консультантом и проводить психокоррекцию. Если у вас нет базового психологического или медицинского образования, то тогда вы можете просто называть себя консультантом.

Однако, стоит понимать, что законодательство постоянно меняется и уже сейчас разрабатывается законопроект, который позволит и психологам называть себя психотерапевтами.

Литература

[1] Michael Irwin, Kavita Vedhara. Human Psychoneuroimmunology. — Oxford University Press — 2005

[2] Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 805

[3] Белоусов Ю. В., Скумин В. А. Психотерапия в детской гастроэнтерологии. Учебное пособие. — Москва: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, 1987. — 115 с.

[4] Сase file number 34 Js 85/86 — 34 Js 178/95 — 34 Js 221/96 Public Prosecution Service Cologne

[5] Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. vol. 138, July4 (1936), p. 32

[6]Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер – 2001, – 432 с.

[7] Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы, М., 1942 (Сталинская премия, 1946), 2 изд., М.—Л., 1947.

[8]Картамышев А.И. гипноз и внушение в терапии кожных болезней. Москва. Медгиз. 1953. 70 с

[9] Watson, J. B. and Rayner, R. (1920). Conditioned emotional reactions // Journal of Experimental Psychology, 3, 1, pp. 1-14

[10]Например, Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медгиз, 1957. — 432 с.

[11]Гримак Л. П., Звоников В. М., Скрыпников А. И. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Изд-во АН СССР, Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», 1983

[12] Ewin, D.M. (2001). "The use of hypnosis in the treatment of burn patients". International Handbook of Clinical Hypnosis: 274–283.; • Jensen MP, Adachi T, Hakimian S (2015). "Brain Oscillations, Hypnosis, and Hypnotizability". The American Journal of Clinical Hypnosis (Review). 57 (3): 230–53 и др.

[13] Lazarus R.S., Speisman J.C. and Mordkoff A.M. The relationship between autonomic indicators of psychological stress: heart rate and skin conductance. Phsycosom. Med. 25:19-30, 1963.

[14] Bessel A. van der Kolk. The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Viking, 2014. 464 pp.

[15] Loftus, E.F. Memory. (1980). Reading, MA: Addison-Wesley. (Reprinted by NY: Ardsley Press 1988).

[16] Bessel A. van der Kolk. The Body Keeps the Score: Brain, Mind, and Body in the Healing of Trauma. Viking, 2014. 464 pp.

[17]Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память / Пер. с англ. под ред. Т. Н. Резниковой. — СПб.: Питер, 2011. — 560 с

[18] Sigmund Freud / Josef Breuer: Studien über Hysterie. Franz Deuticke, Leipzig + Wien 1895. Neudruck: 6. Auflage. Fischer, Frankfurt a. M. 1991.

[19] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.

[20] Spiegel, Herbert, 191– Trance and treatment : clinical uses of hypnosis / Herbert Spiegel, David Spiegel.— 2nd ed.

[21] Mendoza, M. E.; Capafons, A. (2009). "Efficacy of clinical hypnosis: A summary of its empirical evidence". Papeles del Psicólogo. 30 (2): 98–116.

Другие популярные посты

 • 

Пришло время бразильского штамма «Гамма». Французские и гвианские ученые (впрочем, это одно и то же) выяснили, что его заразность необыча...

40 комментариев Источник

 • 

Итоговые данные клинических исследований вакцины от коронавируса "Спутник V" будут подготовлены к октябрю. По остальным российским вакцин...

9 комментариев Источник