Почему седаны теряют популярность и исчезают с рынка
Седаны всегда пользовались неослабевающей популярностью, но за последние лет десять ситуация сильно изменилась. Производители постепенно отказываются от производства автомобилей в этом кузове и переключаются на создание кроссоверов. Некоторые же пессимисты вообще говорят, что седаны в обозримом будущем совсем исчезнут.
Так почему произошла подобная смена предпочтений?
На заре седанов
Седан Pierce-Arrow Silver Arrow
В привычном сейчас формате седаны появились лишь в 1960-х годах, а до того момента они имели весьма диковинный, как для современного человека, вид. Изначально седан выглядел как коробка с капотом и больше был похож на современный внедорожник. Часть объёма салон терял за счёт колёс, а багажника у автомобиля не было вообще, вместо него сзади вешался «чемодан». Подобная конструкция была очень неудобной, и впоследствии её усовершенствовали. Передвинули заднюю ось и сделали багажник частью кузова. А на рубеже 1950-1960-х годов появились седаны с удлинённым багажником, более привычные глазу современного человека, но пока с понтонным (дутым) кузовом.
Dodge D24C.
У старых седанов была одна интересная особенность: их строили на раме, из-за чего они обладали солидным дорожным просветом. Седаны могли похвастаться повышенной по сравнению с современными проходимостью, что было не лишним, учитывая состояние дорог того времени. Благодаря такой конструкции их иногда называют первыми кроссоверами, хоть это в корне неверно. К большому сожалению, в процессе эволюции седаны утратили эти черты и стали более приземистыми, а поездка на них по не очень хорошей дороге превратилась в настоящее испытание, связанное с серьёзными трудностями. Как бы то ни было, но в совокупности с другими не менее важными причинами это в итоге привело к текущей ситуации на рынке.
Прямая угроза существованию седанов
Volkswagen Passat
Первая и главная причина угасания седанов как вида – это стремительное падение спроса. Причём речь идёт даже не о каких-нибудь малоизвестных или не особо распространённых моделях, дело коснулось настоящей классики, такой как Volkswagen Passat и Chevrolet Malibu. У Chevrolet, к примеру, вообще не осталось седанов, и неизвестно, будет ли компания возвращаться к их выпуску или же полностью переключится на производство кроссоверов, пикапов и электромобилей. Немецкий производитель поступил ещё интереснее. По заявлению представителей Volkswagen, они полностью пересматривают концепцию седанов и переходят к более компактным лифтбэкам, о полноразмерных можно будет забыть.
Chevrolet Malibu
На американском рынке ситуация ещё более интересная: большая тройка (Chrysler, Ford, General Motors) вообще остаётся практически без седанов. Всё своё внимание компании решили уделить выпуску электрокаров и бензиновых автомобилей в других кузовах. Chrysler ещё держится, но насколько его хватит, остаётся загадкой. Причина всё та же – падение спроса. К примеру, за 2023 год было продано 130 тысяч Ford Malibu, а это составляет всего около 5% от общего объёма продаж, что очень мало. На фоне этого компания предпочитает развивать электромобили и, скорее всего, перенаправит освободившееся финансирование и производственные мощности именно в этот сегмент.
Причины неудачи
Низкий спрос на седаны – это лишь вершина айсберга, и он является лишь следствием выбора, который каждый день делают водители по тем или иным причинам, а их очень много. Они не все очевидны, но по большей части касаются ежедневного комфорта, а не каких-то мифических предпочтений в кузове или ненависти к седанам как к классу.
1. Практичность
Лишь редкие индивиды покупают машину просто так, только ради заполнения места в гараже. В подавляющем большинстве случаев она нужна для облегчения повседневной жизни: для поездок на работу, для семейного отдыха, походов в магазин и прочих нужных дел. Проще говоря, машина должна быть удобным и практичным инструментом, к которому предъявляются вполне конкретные требования, а именно надёжность, просторный салон, большой багажник и хотя бы относительный комфорт. Проблема же в том, что не всякий седан может обеспечить всё это, особенно если речь заходит о хоть сколько-нибудь большой семье. По части свободного места в салоне у кроссоверов ситуация лучше, чем у седанов, а с объёмом багажника они вообще вне конкуренции. По крайней мере, габаритные вещи или же просто много сумок в кроссовер можно вместить без проблем. Да и посадка с высадкой проще благодаря большей высоте. По части ежедневного использования и практичности паркетник имеет куда больше плюсов, чем седан.
Дорожный просвет Volkswagen Polo - 163 мм.
2. Дорожные условия
Лишь некоторые страны могут похвастаться хорошими дорогами в глобальном масштабе, но даже там цивилизованное дорожное покрытие есть далеко не везде. Грунтовки, камни, ямы и грязь – это неизбывное явление мирового уровня. Конечно, нельзя считать кроссовер даже приблизительно внедорожником, но к плохим дорогам он приспособлен гораздо лучше, чем седан. Несколько дополнительных сантиметров дорожного просвета имеют большое значение, да и подвеска лучше приспособлена к плохим дорогам. Лучше всего это чувствуется в холодный сезон и в дождливую погоду, когда дорога превращается в полосу препятствий.
3. Парковка
Одной из самых больших проблем на общеевропейском уровне является парковка, а вернее сложности с поиском свободного места, которого часто не хватает. Поэтому водителям приходится «экономить» на габаритах автомобиля, чтобы вписаться на парковочное место, и они предпочитают более компактные кроссоверы. Изначально вместо седанов для этих же целей приобретались хэтчбеки, но теперь они утрачивают популярность, и водители переключились на паркетники.
4. Рынок
В снижении числа выпускаемых кроссоверов большую роль сыграли сами производители. Они довольно быстро реагируют на предпочтения покупателей и выпускают именно то, что им больше нравится. Или же перестают производить наименее интересующие товары. Соединённые Штаты – лучший тому пример. Компании Большой тройки заметили снижающийся интерес своих клиентов и почти полностью прекратили выпуск седанов. Вместо этого стали производить больше внедорожников, пикапов и кроссоверов, а вместо седанов теперь развивают электромобили как перспективное направление.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы", подписывайтесь. Кстати, у кого есть доступ до ТикТока подключайтесь к моему политическому каналу - @masterpolit.