Почему бы и не вспомнить?
"Воспоминания – одна из наград, которые приносит возраст, и при этом награда сладостная. К несчастью, вам очень часто хочется не только вспоминать, но и рассказывать. Постоянно повторяйте себе, что людям скучно слушать вас. В самом деле, с какой стати их должна интересовать ваша жизнь, а не их собственная?"
И сперва я даже согласилась с этими словами - по большому счету ведь писательница права!
Хотя, конечно, и слегка лукавит - ведь сама она прекрасно рассказала о себе в мемуарах под названием "Расскажи, как живешь".
Но немного поразмыслив, я поняла, что именно имела в виду Агата Кристи: людей не интересуют только скучно написанные воспоминания "ни о чем".
А если написано хорошо, или жизнь автора и события, описанные им, интересуют многих, то такие воспоминания наверняка найдут признание у читателей.
И эту мысль подтверждает огромная популярность мемуарного жанра, ведь мемуары - это, говоря языком детектива, свидетельства очевидца.
Даже если этот самый очевидец вовсе не беспристрастен, но уже сами пристрастия расскажут внимательному читателю многое и о времени, и об авторе мемуаров.
А уж дух времени и человеческие отношения в описываемую пору они и тем более передадут куда правдивее, чем любое художественное произведение - как, скажем, этот ошеломивший и даже шокировавший меня отрывок из мемуаров Екатерины Великой:
"...Я очень страдала; наконец, около полудня следующего дня, 20 сентября, я разрешилась сыном. Как только его спеленали, императрица ввела своего духовника, который дал ребенку имя Павел, после чего тотчас же императрица велела акушерке взять ребенка и следовать за ней.
Я оставалась на родильной постели, а постель эта помещалась против двери, сквозь которую я видела свет; сзади меня было два больших окна, которые плохо затворялись, а направо и налево от этой постели – две двери, из которых одна выходила в мою уборную, а другая – в комнату Владиславовой. Как только удалилась императрица, великий князь тоже пошел к себе, а также и Шуваловы, муж и жена, и я никого не видела ровно до трех часов. Я много потела; я просила Владиславову сменить мне белье, уложить меня в кровать; она мне сказала, что не смеет. Она посылала несколько раз за акушеркой, но та не приходила; я просила пить, но получила тот же ответ.
Наконец после трех часов пришла графиня Шувалова, вся разодетая. Увидев, что я все еще лежу на том же месте, где она меня оставила, она вскрикнула и сказала, что так можно уморить меня. Это было очень утешительно для меня, уже заливавшейся слезами с той минуты, как я разрешилась, и особенно оттого, что я всеми покинута и лежу плохо и неудобно, после тяжелых и мучительных усилий, между плохо затворявшимися дверьми и окнами, причем никто не смел перенести меня на мою постель, которая была в двух шагах, а я сама не в силах была на нее перетащиться.
Шувалова тотчас же ушла, и, вероятно, она послала за акушеркой, потому что последняя явилась полчаса спустя и сказала нам, что императрица была так занята ребенком, что не отпускала ее ни на минуту. Обо мне и не думали. Это забвение или пренебрежение по меньшей мере не были лестны для меня; я в это время умирала от усталости и жажды; наконец меня положили в мою постель, и я ни души больше не видала во весь день, и даже не посылали осведомиться обо мне."
А ведь и воспоминания никому, кроме своих близких, не известных людей, особенно если они написаны хорошо, тоже передают этот самый "дух времени", а главное - бытовые и исторческие детали, которые быстро забываются.
Вот поэтому я и люблю воспоминания и мемуары как исторических деятелей, так и людей искусства, не меньше, чем художественную литературу.
А вы как к мемуарам относитесь? Читаете? Или даже и любите, как я?