• 

сколько социал-демократа не корми...

Статья одного из влиятельных деятелей Социал-демкратической партии Финляндии, опубликованная в партийной газете Demokraatti и являющаяся очень характерным примером того, что такое современная финская социал-демократия (думаю, что не только финская). Перевод сделан электрическим переводчиком моей редактурой. В несколько мест добавлены мои комментарии. Вид статьи сохранен.
***
Берегитесь обольщения от левого края, СДП – обращение в эту сторону всегда приводило партию к трудностям.

На протяжении всей своей истории Социал-демократическая партия Финляндии (SDP) балансировала между соблазнами чисто идеологического левой крайности и политическим реализмом. Каждый раз, когда агитаторы — популисты своего времени — выходили на сцену, это заканчивалось плохо, напоминает автор научных книг и политик Лассе Лехтинен.

Я хотел стать членом партии в 1962 году. Понимающий секретарь округа сказал мне вернуться к этому вопросу, когда я закончу школу. "Учащемуся в средней школе участие в политике только навредит."

Через четыре года Академический социал-демократический союз в Хельсинки выдал мне первую членский билет.

За прошедшие десятилетия мне время от времени советовали искать свою политическую родину в другом месте. Однако, будучи представителем третьго поколения социал-демократов, я сдерживаю свою злость.

"Когда прошёл с рабочим движением четверть века, как я могу покинуть его сейчас, когда оно делает глупости?" — сказал Ээту Салинин, когда он присоединился к красному восстанию [в 1918 году - А.К.].

В месяцы Гражданской войны оба моих деда носили красные повязки на рукавах своих пиджаков. Незнакомые друг другу молодые мужчины в Пюхтяа были вынуждены вступить в красные отряды. Отказаться в тех условиях было невозможно.

Или, возможно, они вели свою собственную войну за свободу? Им ведь напели, что "даже если наша очистительная работа и ужасна, это условие счастья людей."

Дни счастья для бедняков наступят тогда, когда спервы будут убиты более обеспеченные представители их собственного народа.

История не повторяется сама по себе, но она часто имеет рифму с прошлым.

Всегда стоит быть начеку, когда идеологически ортодоксальное меньшинство пытается сбить с толку разумное большинство.

Вяйно Таннер [представитель правой финской социал-демократии, во время Второй мировой войны входил в узкий круг руководителей Финляндии, приведший страну в союз с нацистской Германией, после войны был осужден как военный преступник - А.К.] предсказывал, что ситуация выглядит плохой, и что восставшие "сломают свои шеи и, кроме того, приведут рабочий класс к погибели."

Попытка свержения в 1918 году в Финляндии не началась исключительно из-за обиды трудящихся. Русская революция, социальные несправедливости и нехватка продовольствия были частью причин, но для разжигания восстания потребовалось несколько ярых образованных людей.

В богатых фермерских домах и пасторских домах выросли Йрйо Сиола, Отто Вилле Куусинен, Куллерво Маннер, Эдвард Гиллинг и другие, которые услышали призыв Ленина. Страстные речи убедили неохотные партийные органы СДП начать вооруженное восстание против вновь образованного демократического государства. Восстание вызвало злосчастную Гражданскую войну.

Директору потребительского кооператива "Эланто" Вяйно Таннеру было предложено занять пост министра финансов Красного народного правительства. Он предсказал спрашивающему, что ситуация выглядит плохой, и что восставшие "сломают свои шеи и, кроме того, приведут рабочий класс к погибели."

Решение начать восстание было большой политической ошибкой. Рабочий класс в Финляндии мог бы получить всё, что он хотел, не прибегая к оружию. Когда Финляндия обрела независимость, она была одной из самых прогрессивных и целостных наций в мире. В Финляндии у женщин было общее и равное избирательное право как на муниципальных, так и на парламентских выборах.

Без восстания социал-демократы могли бы с поддержкой умеренного буржуазного класса управлять политикой Финляндии уже в 1920-х годах. Общество всобщего процветания могло бы начать формироваться здесь раньше, чем в Швеции. Счастьем для социал-демократов было то, что белые победили в войне 1918 года. Это дало свободу действий и проигравшим.

История не знает сослагательного наклонения, но трудно представить, что Финляндия могла бы оставаться независимой после победы красных. Она бы была вынуждена обратиться за помощью к Советской России, и тогда Ленин диктовал бы условия.

После поражения подстрекатели восстания сбежали в Россию, где они, в свою очередь, погибли от пули в затылок в различных советских чистках. Только Отто Вилле Куусинен с помощью интриг смог сохранить жизнь и дожить до старости.

Ленин сформулировал свой наказ в книге "Детская болезнь левизны в коммунизме":

"Каждый коммунист должен быть подлинным организатором, а не только заниматься агитацией и пропагандой, но прежде всего он должен научиться организовывать других, рабочих вне партии."

Идеология обязывала истинного коммуниста набирать больше сторонников, особенно из конкурирующей рабочей партии. Лучшими новообращённым были желоающие добра и не понимающие политику, так называемыми полезные идиоты.

После Гражданской войны разочарованный Куусинен долгое время давал указания оставшимся в Финляндии из Москвы. Рабочим следует всегда говорить о СДП крайне отрицательно как о "союзнике Лапуанского движения [движение фашистского типа в конце 20-х - начале 30-х годов - А.К.] и шюцкора [охранные отряды, ультраправые военизированные формирования - А.К.]", как о тех, кто идёт на компромиссы.

Левое крыло социал-демократов нужно было поощрять на понимание мировой революции.

В то же время Таннер призывал заботиться о том, чтобы идеология СДП оставалась здоровой и свободной от информационного влияния с востока.

"Таким образом, мы защищаем ценные традиции нашей партии и наилучшим образом приносим пользу рабочему классу, а также всему народу в целом."

Для этого в своё время были необходимы чистки и в самой СДП. Группа социал-демократических депутатов, известная как "Шестёрка", загорелась поддерживать советские стремления после Зимней войны.

Их исключили из партии в 1940 году, а позже арестовали по подозрению в государственной измене. [Автор откровенно соврал с хронологией - "шестёрка" депутатов СДП выступала за мирные переговоры с СССР и выхода из союза с нацистами после того, как стало ясно, что Финляндия, выбрав Гитлера, идет к гибели - А.К.]

Решение начать восстание было большой политической ошибкой. Рабочий класс в Финляндии мог бы получить всё, что он хотел, не прибегая к оружию.

После Второй мировой войны так называемая мирная оппозиция СДП хотела установить хорошие отношения с Советским Союзом, вернуть исключенных из партии и сместить Таннера и других "военных политиков партии".

Целью было снова захватить СДП и превратить её в группу, поддерживающую Советский Союз, но захват не прошёл по плану.

Молодые люди, прошедшие войну и собравшиеся вокруг Таннера, считали, что партию необходимо усилить именно идеологически из-за угрозы коммунизма. Должно было быть ясно, в чём разница между социал-демократией свободного западного государства и так называемой "народной демократией", поддерживающей тоталитаризм Кремля.

Не следовало конкурировать с домашними коммунистами в левизне; в этой аукционной игре умеренные всегда проигрывали популистам, которые не несли ответственности за свои слова или заботились о делах страны.

Когда премьер-министр Санне Марин в 2022 году недвусмысленно, решительно и быстро поддержала членство Финляндии в НАТО, она в этот момент представляла собой долгую традицию братства по оружию. [Не знаю, сознательный ли это намёк или оговорка по Фрейду, но в финской историографии при словах "братство по оружию" прежде всего имеется союзничество в нацистским вермахтом - таким образом автор статьи невольно выстраивает аналогию с прошлой интеграцией Финляндии с Третьим Рейхом и нынешней с НАТО - А.К.]

Безопасность родины важнее, чем обозначение политических разногласий, и всегда можно быть в едином фронте с партиями, представляющими другие идеи.

Очарование левой стороны стало заметным в следующей волне радикализма в конце 1960-х и 1970-х годов.

Так называемое движение Пялкянен началось в Карьяа в 1967 году на совместном первомайском празднике левой молодежи, куда молодые социал-демократы отправились вопреки запрету СДП.

Движение изначально привлекло даже умеренных левых, многие из которых радикализировались, когда это было очень модным в 1970-х годах, и стали коммунистами. Со стороны СДП в движении были будущие депутаты Осмо Кайпайнен, Теллерво М. Койвисто и Эркки Туомио [нынешний представитель левого крыла СДП, очень умеренно левого - и против которого во многом эта статья, собственно, и написана - А.К.].

Члены движения выступали против Европейского экономического сообщества (EЭC) и одобрили оккупацию Чехословакии Советским Союзом. Социал-демократы движения давали от имени СДП идеологические заявления, которые резко противоречили официальной линии партии.

Когда этим летом 2024 года группа старших социал-демократических деятелей выступила с призывом против закона о границах [закон, принятый под давлением правых и националистов. Законопроект был разработан специально для того, чтобы ограничить поток мигрантов через восточную границу страны, то есть границу с Россией. Он позволяет временно приостанавливать прием прошений на убежище, а просители в случае отказа лишаются права апелляции. Погранслужба получает полномочия отказывать потенциальным беженцам в пересечении границы, а уже въехавших — выдворять из страны без привлечения суда. В реальности закон является частью антиросийских мер нынешней финской элиты, куда входит и фактическое закрытие границы. - А.К.], в этом звучали подобные ноты духа 1973 года. Тогда левые социал-демократы обращались к гражданам и парламенту с требованием "Нет EЭC - Да YYA". [YYA - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией,действовал с 1948 по 1992 год - А.К.]

Экономическое сотрудничество с демократическими странами Западной Европы якобы угрожало всем возможным правам, и только сотрудничество с советской диктатурой имело смысл.

Длинная историческая дуга показывает, что Эркки Туомиоя был движущей силой обеих петиций.

Когда в 2022 году премьер-министр Санна Марин недвусмысленно заявила о своей поддержке членства Финляндии в НАТО, она в тот момент представляла давнюю традицию духа братства по оружию.

Совершенно естественно и демократично, что в гражданской организации, подобной СДП, существуют разногласия по поводу методов и направлений движения.

В то же время необходимо осознавать, как много недемократических сил как справа, так и слева стремятся замаскировать свои действия идеологией, которая не служит интересам Финляндии.

Например, финское, близкое к левым, "движение мира" на протяжении десятилетий много раз маршировало против США и их империализма. Члены той же группы не так уж часто в период с 2014 по 2024 годы держали плакаты с надписями "Россия, прочь из Украины!" или "Долой российский империализм!"

Также наследники коммунистов слишком часто в Европейском парламенте выступают в защиту эксплуататорской, гомофобной и олигархической России, например, ограничивая помощь Украине. Это они делают всегда под предлогом какой-либо идеи, пацифизма или антивоенной позиции — и при этом влияют на безопасность Финляндии." [Публичные политические доносы - это, увы, уже реальность современной Финляндии - А.К.]

Опасность слева, безусловно, представляет большую угрозу для социал-демократии, чем опасность справа.

Опасность слева для социал-демократии, безусловно, больше, чем справа. Избиратели социал-демократов не привлекаются ультраправыми, но привлекательность популистского крайнего левого движения может смущать и привлекать многих.

Обсуждение закона о высылке с границы этим летом привело к обострению разногласий между левым крылом СДП и большинством.

"Закон о высылке" безусловно противоречит международным соглашениям. Он, возможно, был проблематичным с самого начала и, возможно, даже не сработает в реальной ситуации.

Тем не менее, победа закона в парламенте с перевесом в пять шестых голосов была победой демократии над деструктивными силами.

Позиция большинства в СДП представляла собой здоровый патриотизм, отказ от которого и оставление его только правой стороне вернуло бы политику обратно в 1930-е годы. Даже тогда "чистые" в идейном смысле считали, что вопросы обороны не касаются левых и что нужно "держаться подальше" от них — хотя их последствия касались всех финнов.

Я верю, что в это время и этой политике снова будет спрос на скучную, ориентированную на компромиссы и ответственность, умеренную линию.

Посмотрите на Британию: там центристская позиция лидера Лейбористской партии Кейра Стармера привела к победе на выборах, когда достаточное количество избирателей устало от ярости как левого крыла, так и правых ультра-популистов.

Этот результат должен понравиться, например, умеренным силам в финском СДП.

Другие популярные посты

 • 

Итак, с выборами в Молдавии практически все ясно. Точнее с их результатами.Майя Санду дважды отменяла брифинг, теперь он был намечен на п...

485 комментариев Источник

4

 • 

Утро. Вторник. 22 октября 2024 года.С вами Эхо Мацы.Что у нас к этому часу.ВСУ атаковали один из самых значимых городов Тульской области,...

424 комментария Источник

2

 • 

Правительство Германии нарушает договор с СССР о присоединении ГДР, чем ставит под удар безопасность населения страны. Об этом в Бундеста...

53 комментария Источник

9