Судьба паровоза
В городе Пятихатки Днепропетровской области стоит памятник паровозу.
На будке машиниста надпись Э -4256, на тендере машины была надпись «Паровозу-воину, паровозу труженику».
На днях её замазали, отношение к памятникам истории техники, в том числе и железнодорожной, в Украине последние 30 лет было, мягко говоря, скотским (или свинским), страна пионер по эксплуатации паровозов с ретропоездами на постсоветском пространстве, ах какие были поездки в начале 90-х, скатилась в никуда, пара рабочих машин и убитое состояние уникального железнодорожного наследия. Один паровоз ИС на постаменте вызывает ярость и негодование своим состоянием.
И вот памятник в Пятихатках.
Что я могу сказать. Это не памятник это уродство.
А машина интересная и с интересной судьбой.
Это паровоз Эш-4256 (не Э). Он был построен в Швеции по заказу советского правительства в 1922 году. Завод АО Нидквист и Гольм в Трольгеттане. Ставший потом легендарным NOHAB (Nydqvist & Holm AB), всего было выпущено 500 таких паровозов.
Машина сначала трудилась в Кочетовке, потом в Муроме, во время первых лет ВОВ на Казанской железной дороге, с 1944 по 1946 год на Западной. И вот в 1946 году паровоз оказался на Сталинской железной дороге, это сегодняшняя Приднепровская, в июне 1986 был исключен из инвентаря дороги и установлен, как памятник. Это единственный паровоз серии Эш, сохранившийся в Украине.
И вот такое состояние.
Для сравнения покажу памятник этой же машине, установленный Эш 4375 «Комсомолец» на станции Ладожское озеро. Всего в России, по моему, три такие машины, ещё одна как игрушка, в музее в Питере и одна памятник в Вязьме.
Вообще отношение к такому наследию характеризует состояние общества. В России я бы оценил его на твердую тройку, в Чехии четверка и пять с плюсом в Германии.
А Украина, спросите вы ? Это два с минусом, ближе к колу.
Вот такая у меня сегодня история получилась, давно не писал с таким удовольствием.