• 

Новокузнецк: как не нужно проводить транспортную реформу


Фото: читатель NGS42.RU

Думаю, что моим читателям не нужно объяснять, насколько важен комфортный общественный транспорт для любого современного города. При этом транспортная система должна удовлетворять как минимум базовым требованиям:

1. Продуманная маршрутная сеть.
2. Предсказуемость, адекватный интервал движения.
3. Удобная система оплаты проезда.
4. Комфортные остановки и подвижной состав.

Все остальные требования в той или иной степени вытекают из вышеперечисленных. Мы хотим до любой точки города иметь возможность добираться на автобусе, троллейбусе или трамвае, понимая при этом, сколько будет стоить проезд. Мы хотим ждать свой автобус не под дождем, а на удобной остановке, где можно посмотреть, через какое время он прибудет. Мы хотим не толкаться в убитом пазике, а спокойно ехать в нормальном автобусе, который не будет стоять в пробках, поскольку каждый хочет понимать, сколько примерно он потратит своего времени, чтобы добраться из точки А в точку Б.

При этом сделать действительно качественную систему общественного транспорта – это большая работа, которая требует внимания к деталям, ведь пользоваться им люди будут люди каждый день. В России в этом году сразу несколько городов реформируют свой общественный транспорт, уже есть первые успехи. Но далеко не везде все идёт гладко.

С 18 ноября в Новокузнецке должна была начаться новая эра удобного общественного транспорта. Власти затеяли на словах правильную реформу: решили убрать с улиц пазики, привести в порядок тарифы, сделать пересадку в течение 50 минут без доплаты, а также пустить новые современные низкопольные автобусы.

Но что-то пошло не так. Причем настолько не так, что люди стали выходить на митинги и требовать отставки городских властей.

Небольшая предыстория. В Новокузнецке уже давно полный пиздец с общественным транспортом. Как и во многих других городах страны, здесь повсюду убитые пазики, город избавляется от трамваев, а маршруты все последние годы добавлялись случайным образом, что не могло не привести к проблемам.

И здесь появляются местные чиновники во главе с мэром города Сергеем Кузнецовым и объявляют о грядущей транспортной реформе. Должен заметить, что в основном озвученные предложения очень правильные и своевременные: единая стоимость проезда с сохранением льгот (до этого были разные тарифы в муниципальном транспорте и у частников), бесплатная пересадка, работа транспорта «строго по расписанию», новые автобусы и продуманная маршрутная сеть.


Фото: tverigrad.ru

Власти говорили, что это уникальная реформа, которая готовилась с 2018 года и где все проработано до мелочей. Но, как это у нас часто бывает, к продуманной до мелочей реформе возникло множество вопросов еще в момент подготовки.

Во-первых, многие были недовольны, что в администрации решили заплатить компании «ПитерАвто» больше 20 миллиардов рублей за пассажироперевозки. Было объявлено 18 тендеров, большинство из которых досталось как раз компании из Петербурга. После того как были озвучены итоги аукциона, новокузнецкие перевозчики подали заявление в Генпрокуратуру России на мэра города Сергея Кузнецова с требованием провести проверку главы на коррупцию и превышение должностных полномочий. Не могу сказать про наличие коррупционной составляющей, но, честно говоря, особой жалости к частным перевозчикам, которые долгие годы выводили на линии убитые пазики, не испытываю.


Фото: NGS42.RU


Фото: NGS42.RU

Они начали призывать людей против реформы, стали обещать заменить автобусы. Что, интересно, мешало заменить их раньше?


Фото: NGS42.RU

Во-вторых, возникли вопросы к новым маршрутам и к интервалам движения автобусов на них. По некоторым маршрутам интервал движения в часы пик по расписанию составляли 40 и больше минут (максимальный интервал в часы пик – 92 минуты!).



Это не к тому, что на любую окраину города нужно пускать транспорт каждые 5 минут, просто нужно продумывать маршруты и пересадки таким образом, чтобы не приходилось ждать по полтора часа автобус (вспоминаем второй пункт основных требований к общественному транспорту, который я приводил ранее). Совсем не обязательно делать редкие длинные маршруты из центра - порой удобнее доехать с пересадкой, но с адекватным интервалом.

В-третьих, власти оказались просто не готовы к диалогу. Все митинги запрещались под предлогом коронавируса (при этом люди все равно выходили), поэтому реально повлиять на изменения оказалось невозможно.


Фото: vashgorod.ru

Здесь важно заметить, что если у чиновников возникают подобные проблемы, то они не смогли донести необходимость той или иной реформы или допустили серьезные промахи в её реализации.


Фото: NGS42.RU


Фото: NGS42.RU

И вот наступило 18 ноября, когда транспортная система Новокузнецка должна была преобразиться до неузнаваемости. Собственно говоря, она преобразилась – пользоваться общественным транспортом стало невозможно.

1. Не все автобусы вышли на линию, не хватает водителей, из-за чего автобусы совершенно не соблюдают расписание. Люди ждут своего автобуса по 40 минут, по часу и более, причем речь даже про те автобусы, где был заявлен интервал 10-15 минут, и это полностью не решено до сих пор.
2. Проблема, которая вытекает из предыдущей – автобусы переполнены, не все могут даже попасть внутрь. И это в то время, когда в стране коронавирус.
3. Практически сразу закончились новые транспортные карты (что мешало предусмотреть проблему?).



В итоге люди в минусовую погоду часами ждут своего автобуса и едут в давке, а мэрия вынуждена создавать оперативный штаб для решения проблемы.

Некоторые стали выходить на уличные протесты. Вы часто видели в России протесты из-за автобусов?


Фото: vashgorod.ru


Фото: transport_nvkz / Instagram.com

Основной вопрос здесь всего один: почему нельзя было заранее продумать столь важный и чувствительный для многих вопрос? Как вообще можно запускать транспортную реформу, когда еще не набраны водители, когда не понятно, как будут ходить автобусы? Ситуация порой доходит до маразма – автобусы водят люди из других городов, которые не очень хорошо ориентируются в городе!






Фото: kuzpress.ru

Сегодня власти Новокузнецка продемонстрировали всем в очередной раз, как не нужно проводить реформы. В подобных процессах важны детали, а к деталям у нас внимания никакого нет. Все пошло по принципу русского "авось".

В итоге изначально хорошая идея с треском провалилась, а люди уже который день не могут нормально пользоваться общественным транспортом.

Другие популярные посты

 • 

По данным Росстата, с апреля по октябрь 2020 года в России умерло на 120 тысяч человек больше, чем в среднем за этот период за последние ...

3 комментария Источник

 • 

В ракетно-космической корпорации «Энергия» заявили об угрозе серьезных поломок на МКС и предложили выйти из программы. По словам первого ...

13 комментариев Источник

 • 

Вчера в пригороде Петербурга мужчина захватил шестерых детей в заложники, заподозрив жену в измене. Чтобы картина сразу стала полной и ве...

757 комментариев Источник