• 

Итак, о концепции патриотического социализма...


Максим Калашников

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ: ВОЗМОЖЕН ЛИ?
О предлагаемой нам после- (или межвоенной) модели общества – честно и без прикрас


Итак, вместо уже забытой модели «суверенной демократии» по Суркову и концепции «энергетической сверхдержавы», ставшей предметом бесконечных шуток, сегодня выдвигается идея патриотического социализма. Программным заявлением по сему поводу стала статья шефа Минвостокразвития Алексея Чекункова 17.08.2024 г. (https://www.rbc.ru/politics/17/06/2024/666fdd079a7947d7daecd349?from=newsfeed).

Появился предмет для серьезного разговора.

СТАВКА НА НОСИТЕЛЕЙ ИДЕИ СЛУЖЕНИЯ И СОЗИДАНИЯ
Итак, проект создается в так называемом «Тихоновском кружке» (надеюсь, все знают, кто такая госпожа Тихонова)))

А.Чекунков говорит о том, что нынешние менеджеры госкорпораций, чиновники и имеющиеся бизнес-магнаты оказались неэффективными. Они не сумели обеспечить научно-технологиеский и промышленный рывок РФ. Что, в общем, очевидно. Почему-то министр умолчал о том, что сегодня как раз частные предприниматели (но не сырьевые олигархи и никак не управляющие госкорпораций) и предпринимают инновационные проекты. Причем успешные. Просто вся окружающая макроэкономическая среда их давит и душит, они живут скорее вопреки, чем благодаря государственной политике. Приведу всего лишь несколько примеров.

Разве госкорпорации обеспечили производство отечественных лазерных станков/обрабатывющих центров? Нет, частные компании: «Лазеры и аппаратура» в Зеленограде и «Морсвязьавтоматика» в СПб. Просто им очень трудно в условиях РФ выбиться в большие корпорации-мировые лидеры.

Кто успешно смог создать отечественное производство трансмиссий для агромашин и дорожно-строительной техники? Чтобы не импортировать их? Частный «Ростсельмаш», команда Константина Бабкина.

А кто создал отечественную автоматическую коробку перемены передач для тяжелой техники? Которая сегодня – часть не менее важная для техники (и не менее сложная), чем двигатель? Команда Сергея Серебрякова на Кировском заводе. Вернее, на входящем в состав большого акционерного завода ПТЗ – акционерном же Петербургском тракторном. И хотя сам С.Серебряков – горячий социалист и адепт СССР, действует он сейчас в рамках частного предпринимательства и частно-государственного партнерства.

Кто развивает беспилотники, двойного назначения, с применением искина (искусственного интеллекта)? Фактически частные предприниматели – Вадим Жернов и Петр Кривохижин. Частники-энтузиасты, особенно из нынешних военных добровольцев, оказались быстрее и разворотливее госкорпораций. Кто смог разработать микросхемы отечественной архитектуры? Тоже частники, ярчайший пример коих – «Мультиклет» Бориса Зырянова. И не их вина, что у них нет возможности производить их дома, не заказывая на Тайване: для строительства фабрики чипов нужны триллионные вложения и изощренная система госсубсидий, без коих русские микропроцессоры получатся в десять раз дороже чипов с Формозы. Не их вина, что государство столько лет транжирило нужные триллионы на всякие бесполезные олимпиаду в Сочи, футбольный чемпионат мира и прочие «имиджевые мегапроекты».

Посетите заседания общественной ассоциации «Росспецмаш» - и увидите, сколько сделали в деле импортозамещения именно частные промышленники. Просто с нынешними налогами, высочайшими ставками по кредитам, растущими ценами на металл и вздувающимися энерготарифами они развернуться не могут, буквально вынуждены бежать в кандалах. Посмотрите, сколько сделали нужного сделали по части технологического суверенитета страны ярославский заводчик Александр Шутов (производство промышленной оснастки) или владельцы компании «ТОНАР» (передовая прицепная техника)!

В моем досье по «Карте Русской мечты» - десятки примеров такого энтузиазма на частной инициативе, потенциальных научно-промышленных, высокотехнологичных прорывов. Которые, увы, при нынешнем экономическом курсе не могут вырваться из стадии «личинок». А каков потенциал у тех частно-общественных предпринимателей, что производят недостающую в войсках технику для войны на Украине? (Подробнее - https://zavtra.ru/blogs/o_narodnom_vpk). Ведь с таким же успехом они могут делать и мирную продукцию, и технику двойного назначения. Каких? Да тех же винтолетов-автожиров, что разрабатывает в частном порядке семья Устиновых.

Имена сих людей не на слуху. Они не могут сравниться по известности с сырьевыми и финансовыми тузами из РСПП, сего «профсоюза олигархов». Равно как и с надменными главами госкорпораций и банков. Не устраивают такие ребята кутежей в куршавелях или голых вечеринок. Но они, по сути, и есть тот самый кадровый резерв созидателей для возрождения и подъема страны. Для избавления от позорной сырьевой да импортных зависимостей. Для обретения русскими совершенно новых рынков. Чтобы мы могли выходить в мир не только с углеводородами, зерном или химическими удобрениями, но и, например, с удивительными вездеходами-амфибиями «Дрозд», что разработал коллектив еще одного частного предпринимателя – Сергея Терешенкова («Балтийская машиностроительная компания», https://youtu.be/B0Z8M8tgXDs?si=EcPc8WpzeYeigCYP)

ПОТЕНЦИАЛЬНО – БЕЗ МЕРТВЯЩЕЙ БЮРОКРАТИИ. О «КОЛЬЦАХ ШПЕЕРА» И НАСЛЕДИИ ВАНКОВА-БЕРИИ

Вижу тут огромный потенциал для быстрого развития РФ и преодоления нашей «онкологии» - повальной и все парализующей коррупции. Прежде всего в том, что такие люди – энтузиасты. Если им дать госсубсидии и долгие дешевые кредиты, они все пустят в дело, в свои любимые детища. А не украдут деньги. И собственными руками задушат тех, кто предложит им «распилить».

Но есть и другое: потенциальная кооперация таких людей и их предприятий. Та, что может победить уныло-узколобую, косную бюрократию. Напомним сию новую-старую идею. Как предлагают поступать лидер Кировского завода Сергей Серебряков и директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев? Итак, есть проект создания умной дорожно-строительной машины, грубо говоря. Для его воплощения не нужно создавать отдельной корпорации, тратя деньги и время на то, чтобы скупить имеющиеся заводы и достроить недостающие. Нет, в общий проект – в кооперацию, объединенную одной дирекцией – входят заводы и фабрики разных владельцев, частные и государственные. Просто один участник, к примеру, умеет делать отличную коробку передач-автомат. Второй – дизель. Третий – ведущие мосты. Четвертый – подшипники. Пятый – кабину высокого качества. А вместе они создают ту самую чудо-машину, скажем, «Слава Новороссии». Совместно ее делая и совершенствуя, сообща имея сеть торговли и обслуживания техники, общую рекламу и т.д. Не конкурируя в данном случае, но разумно сотрудничая. Причем в рамках, например, кооперация предприятий РФ и Белой Руси. Никого не надо приватизировать и «раскулачивать», создается Общее Дело.

Что выходит? Что-то подобное «кольцам Шпеера» в военной промышленности Германии во Второй мировой. Тогдашний министр вооружений, архитектор Альберт Шпеер, придумал механизм кооперации. Итак, для производства, скажем, подводных лодок есть определенный круг компаний. Они формируют «производственное кольцо». Не нужны какие-то государственные чиновники сверх меры: все вопросы на совещаниях решаются с представителями кольца-кооперации. Участники коего сами быстро и оптимально решают проблемы между собою. Экономя время и ресурсы.

Хотя Шпеер не был первым. В годы ПМВ русский генерал Симеон Ванков применил механизм промышленной кооперации для производства снарядов, создав сеть из частных заводов.

Принцип прост: у одного завода есть одна необходимая технология, у второго - другая, третий имеет возможность и оборудование для того, чего не могут делать другие. Вместе мы не конкурируем, а солидарно создаем общий продукт.

С такими же «кольцами» работал и глава Спецкомитета (1946-1953 гг.) при правительстве СССР Лаврентий Берия, осуществляя одновремнно и атомный, и реактивно-авиационный, и ракетный, и зенитно-ракетный проекты. Приведенные примеры касаются военной сферы, но с таким же успехом можно осуществлять и гражданские проекты. Такие же солидарные структуры могут обеспечить нам производство легковых автомашин куда лучше, чем продукция «ВАЗа» или космических аппаратов.


ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕЛИКОГО ОЧИЩЕНИЯ
Мне неизвестны подробности концепции патриотического социализма. Но он (смотрим статью Чекункова) уже предусматривает чистку элиты, выдвижение вперед созидателей и носителей идеи служения Отечеству. Что ж, кадры новых и толковых людей мы уже показали. Будет ли сопровождаться такая кадровая революция национализацией и тотальным огосударствлением? Вопрос острый и опасный.

Сырьевые предприятия можно национализировать, главное – поставить во главе их не крысоподобных «манагеров» с загребущими руками и кругозором обывателя (ярчайший пример – бывший замминистра обороны Т.Иванов). А вот национализировать машиностроительные и высокотехнологичные заводы под одну гребенку, чохом, нельзя! Если есть частники-подвижники, пламенные энтузиасты, то зачем заменять ее туповатой и косной бюрократией? Надо смотреть в каждом конкретном случае. Скажем, если частник отлично справляется с производством тракторов и комбайнов, то зачем его «раскулачивать» (даром или с компенсациями)? Пускай работает. Ежели частник Вадим Лобаев делает лучшие в мире снайперские винтовки, не раздувая штатов и себестоимости, зачем у него отбирать завод? Пускай государственными будут структуры «Росатома». Но если частник создаст отличный проект миниатюрной АЭС, то зачем ему мешать? Пусть растет. Так в КНР поступают.

Тотальное огосударствление (даже под маркой патриотического социализма) несет в себе огромную опасность. Бюрократия по природе своей склонна к застою, косности, копированию иностранных образцов вчерашнего дня, она не любит того, чего еще нет в остальном мире. Есть в ней неофобия: страх быть первопроходцем.

Давайте возьмем пример «Роскосмоса». РФ страшно сдала свои позиции в космосе, ее обогнали не только США и ЕС, но уже и Китай с Индией. У нас был единственный прорывной проект, суливший мировое лидерство: строительство межорбитального буксира «Нуклон» (или «Зевс») с ядерным двигателем (совместный проект Центра Келдыша, Росатома и РКК «Энергия»). https://youtu.be/wx1r84BY4x8?si=2BpTB8A4ueYDH8Nn

Это – потенциально корабль для межпланетных перелетов. Огромное преимущество русских перед всем миром. 6-мегаваттный реактор плюс электрореактивные двигатели. Однако судьба проекта теперь неясна. С 2015 года его исключили из программы Роскосмоса. А теперь вроде бы его будут делать – но в рамках совместного с Китаем проекта по лунным экспедициям. Футуролог Сергей Переслегин уже гневно высказался: зачем отдавать первородство китайцам? Почему единственный прорывной проект нашей сегодняшней космонавтики, сулящий нам цивилизационный прорыв, сделали каким-то побочным? Видимо, чиновники Роскосмоса решили, что он не дает скорых сиюминутных барышей (как услуги по запуску чужих спутников), а потому отодвинули его на обочину. А ведь это – проигрыш РФ в борьбе за геостационарные орбиты, отказ Русской цивилизации от способности творить чудеса. То есть, делать то, чего не могут другие цивилизации. Подробнее: https://youtu.be/9o2Ggy14RJQ?si=VSHUfKbURXNBFCM2
То есть, нельзя отдавать все в руки унылой и лишенной фантазии бюрократии. Ее мертвящей пирамиде никак нельзя даровать монополии на формирование будущего. Чиновники весь патриотический социализм завалить могут. Читаю строки Алексея Чекункова: «По моему собственному опыту перехода из «бизнес-среды» на государственную службу могу утверждать, что подавляющее большинство госслужащих вкалывают не за страх, а за совесть и искренне мотивированы решать проблемы людей. Вторая присущая нам особенность — культура созидания, наделяющая труд особым смыслом, порождающим гордость. Уместно вспомнить притчу о двух каменотесах, один из которых «тесал камень», а второй, делавший то же самое, — «строил храм». Второй — русский…»

С моей точки зрения, налицо идеализация положения дел в РФ. Практика говорит, что бюрократия чаще думает не о храме Великого Русского Завтра, а о своих особняках. Да, мы можем отобрать достойных людей (типа того же Сергея Павловича Королева), дабы сделать их главами государственных организаций. Но делать это тотальным явлением нельзя! Слишком велик риск получить по главе кумов, сватов, «своих людишек». Да и после смерти С.Королева космическая отрасль СССР сильно сдала по части смелости и футуристичности. Потому нужно задействовать и здоровую частную инициативу, и частно-государственное партнерство с подвижниками, подобное кооперации американского государства и Илона Маска в космической сфере. Таковые механизмы – тема отдельная и мы об этом еще поговорим.

Бюрократия СССР была намного более технократичной и квалифицированной, нежели нынешняя российская. Но мы отлично помним, как советские чиновники умудрились бездарно упустить прорывы СССР. Они не развили мобильную телефонию Леонида Куприяновича, не сумели удержать первенство по спутниковой связи. Благополучно «утопили» экранопланные проекты Роберта Бартини и Ростислава Алексеева. Даже породив первый в мире элегантный гражданский джип-вездеход «Нива» (1977 г.), они и там отдали рынок иностранцам, не сумев развить перспективнейшее на тот момент направление. Снова рисковать наступить на те же грабли под знаменем патриотического социализма? Нет уж, увольте. Только не надо заводить шарманку, известную мне по лекциям общества «Знание» 1981-1982 гг! Об огромном превосходстве Запада в ресурсах, о бремени военных расходов Союза. Уясните, наконец: прорывные проекты, которые власть бездарно упустила, как раз и могли компенсировать материальное превосходство Запада и снизить тяжесть военных расходов СССР!

Уже видно, что война на Украине идет к заморозке и речь – лишь об условиях таковой. То, что она растянулась так надолго и стала не молниеносной нашей победой, а кошмарной и кровавой «позиционкой», трудно назвать великим триумфом. Скорее, нас ждет впереди новый круг войны, а до того – сложнейшее положение. Послевоенный травматический синдром, удушающие внешние санкции, кризисы неоиндустриализации, импортной зависимости, попыток Китая смести своим импортом остатки нашего реального сектора, кризисы нехватки квалифицированных кадров, демографический, наплыва мигрантов. Кризис «биполярного расстройства власти»: несоответствие курса Центробанка РФ и фискальной политики задачам новой индустриализации страны. Кризис сопротивления самой ретроградной, коррупционно-сырьевой части «элиты» попыткам действительно развивать страну и строить высокотехнологичный реальный сектор. Неминуемо столкновение с последствиями отрицательного отбора в «элиту» и чиновный корпус личностей, неизмеримо враждебных творчеству, патологически ненавидящих личную ответственность и сложную работу на межотраслевом уровне. Эти ведь чего попроще любят. На черта индустриализация, если лучше просто делить сырьевую ренту? А рождаемость, мол, поднимем ликвидацией модерна и массовым выселением граждан в деревни, к лошадке и сохе. Предстоит гигантская и трудная работа. Ибо если и патриотический социализм провалится, то не сносить русским головы.

(Полный вариант статьи будет опубликован в журнале Изборского клуба).

#максим_калашников #патриотический_социализм #после_путина #спецоперация_на_украине_сво #перемирие_на_украине
...

Другие популярные посты

 • 

Морена, почти под каждым постом про измены, разводы, неуплаты алиментов и т.д. находится ряд комментариев из разряда "Сама виновата, надо...

484 комментария Источник

 • 

Итак, вот что пишет ZERGULIO, его репостят все, начиная с Соловьева.Цитирую.Самым наглядным свидетельством результативности ракетного уда...

433 комментария Источник

 • 

Для тех, кто не очень в курсе, напомню буквально в нескольких словах. Седьмого октября прошлого года из кибуца Нир-Оз была похищена семья...

336 комментариев Источник