• 

Минский метрополитен



Если взять все постсоветские метрополитены, перемешать их, выбрать в случайном порядке 33 (ладно, 29) станции и привести в порядок - получится Минское метро. Открывшееся в 1984 году, последним в ССРовских столицах, оно выглядит каким-то что ли самым "в меру": в меру большое, в меру современное, в меру ухоженное, в меру красивое. И если в мои давние приезды в Беларусь фотографировать тут было запрещено, и за этим реально следили, то оказавшись в Минске по делам в апреле этого года, я детально изучил его подземку.

Ну а рассказ о Беларуси я начал ещё в прошлой части, даром что она о Бурятии - ведь тамошние староверы-семейские были выдворены за Байкал из округи нынешнего Гомеля.

История Минского метро на редкость прямолинейна, и я бы даже сказал - поступательна: просто город рос, рос, да и дорос до необходимости строительства подземки, начатого в 1977 году. 29 июня 1984-м, к годовщине освобождения Минска от фашистской оккупации, заработало электродепо, а неделю спустя станции приняли первых пассажиров - так что и я чуть-чуть промахнулся со своим постом мимо 40-летия. Распад СССР Минск встретил с 15 станциями на 2 линиях, в чём превосходил все метрогорода России и Ереван, но уступал Москва, Ленинграду, Киеву, Харькову, Ташкенту, Тбилиси и Баку. Однако поступательное развитие продолжилось и после распада Союза [что-то восторженное про Батьку и гневное про олигархов] - пожалуй, самым уникальным свойством Минского метро можно назвать то, что больше половины его станций открылись уже после 1991 года. Ныне оно замыкает пятёрку крупнейших метрополитенов постсоветских стран - после Москвы, Петербурга, Ташкента (недавно скакнувшего наверх с запуском огромных эстакадных участков) и Киеву, а в затылок белорусским метростроевцам дышат их азербайджанские коллеги - Минское метро на сотню метров (!) превосходит чуть подросшее со времён моего рассказа бакинское по длине (40,8км) и уверенно (33 против 27) по числу станций. Которые в Минске все до единой мелкого заложения, и даже у тоннелей глубина не превышает 25 метров. В конце пятёрки место Минского метро и по пассажирообороту, что примерно соответствует и месту города по населению: с интервалами около 5 минут (иногда чаще) метро не выглядит ни слишком загруженным, ни пустым. Ну а схема его выглядит так, и обратите внимание на короткую Зеленолужскую линию - большая часть того, о чём будет сказано дальше, к ней не относится:

2.

Проезд в метро - по радиокартам и пластмассовым жетонам. Из википедии можно узнать, что жетоны эти разные - но честно говоря, все пошорканы так, что и картинки на них разглядывать не тянет.

2а.


Бросают их в кондовые советские серые турникеты - ну помните, такие, которые и ниже пояса вломить могли? Столь же привычен облик поездов из Мытищ и Петербурга: на двух старых линиях курсирует 70 составов по 4-5 вагонов. Старейшие из них построены в 1983 году, новейшие - в 2014-м, но если вы не метрогуру-ветеран Клуба Транспортных Путешественников - все они на одно лицо: на обывательский взгляд, поезда в Минске - обычные. Чуть-чуть разбавляют картину немногочисленные "фирменные вагоны", иногда попадающиеся в составах - но и их фирменность сводится к тематическому оформлению снаружи. Внутри - всё как в обычных вагонах, и в том числе - заметное во всём метрополитене обилие рекламы, весьма неожиданное в советско-ностальгических пейзажах Минска:

3.


Словом, Минское метро - явный аутсайдер по особенностям, "фишечкам" и колориту. Так что лучше пройдёмся по его станциям, и что логично для гостей из Москвы - начнём с самой длинной (19км) и старой Московской линии. Причём забавная деталь - она тут не красная, как в других советских мётрах, а синяя, что даже чуть сбивает с толку.

4.


Единственная за МКАДом (да, в Минске он тоже есть!) станция "Уручье" открылась в 2007 году и весьма наглядно представляет бесхитростное зодчество постсоветской Беларуси.

5.


Как и её ровесница "Борисовский тракт", на которой настоящий метрогуру бы непременно поднялся и разыскал замурованный вестибюль - задел под стройку будущего микрорайона. Белая стена вместо выхода тут заметна в конце платформы, вот только на неё и внимания не обращаешь - большинство станций в Минске так и так с одним выходом:

6.


Следующая станция "Восток" у огромных ТЦ и знаменитой Национальной библиотеки - уже вполне советская, открыта в 1986 году. Она впечатляет полной иллюзией того, что свод станции выше уровня земли, а над путями светят окна. И лишь слегка вглядевшись в них, понимаешь, что это лампы:

7.


Дальше начинается обязательная в каждом постсоветском метро Первая очередь, исторический центр, добротная советская основа, от которой всё росло - те самые станции, открывшие в 1984-м. Со стороны Москвы их открывает, что логично, "Московская" - и кажется, из всего бывшего соцлагеря это название выжило только в Минске:

8.


Надо сказать, самой московской эта станция, классическая "сороконожка", выглядит и по своей архитектуре. Ну а на стенах (обратите внимание также на дизайн схемы линии) - смутная, призрачная Москва, о которой каждый что-нибудь да слышал:

9.


Следующая станция "Парк Челюскинцев" - одна из самых симпатичных в Минском метро:

10.


В первую очередь - из-за огромных рельефных люстр, изготовленных в Риге:

11.


А могло тут всё выглядеть сильно иначе: сначала станция проектировалась как мемориал жертвам Хатыни и других сожжённых фашистам сёл. Но в итоге власти сочли, что под землёй да в людном месте это выйдет слишком жутко.

11а.


Станцию "Академия Навук" (очень уж мне такое произношение нравится!) я единственную в Минском метрополитене упустил - тупо забыл про неё, даром что это типичная сороконожка, не выделяющаяся, кажется, ничем. Но для полноты картины всё ж дам фото из википедии:

12.


Знакомая нам по вводному кадру "Площадь Якуба Коласа" - одна из самых загруженных: рядом ЦУМ, Комаровский рынок и пересадки на автобусы вдаль от метро. Керамическая облицовка колонн отсылает к сюжетам Якуба Коласа, писателя начала ХХ века, основоположника советской литературы на белорусском:

13.


Впрочем, история Беларуси, как известно, началась в 1941-м. Следующая станция "Площадь Победы" со своими колоннами-факелами - одна из самых эффектных:

14.


Менее очевидно, что у неё есть ещё и наземный вестибюль с целым лабиринтом переходов, сходящихся к круглому залу с символическим Вечным огнём и эпитафиями 566 красноармейцев и партизан, получивших Звезду Героя за подвиги при освобождении Белоруссии. Вокруг мемориала учились маршировать ко Дню Победы подростки из какого-то местного аналога "Юнармии" (или даже самой "Юнармии" - у неё есть белорусский филиал), а вот случайных людей тут почти нет - мемориальный зал находится под обелиском в центре площади-автокольца, довольно далеко от входов с тротуара:

15.


С другой стороны над эскалатором есть ещё впечатляющие в свой лаконичности витражи, но я до них так и не добрался.

15а.


Факелами оформлена и следующая станция "Кастрычницкая" - мне белорусский вариант названия нравится больше, чем типовое "Октябрьская". На мой взгляд самая красивая, она в Минске центральная из центральных. Если не по пассажиропотокам, то по какой-то особой геометрии она кажется главной станцией метрополитена, примерно как "Невский проспект" в Петербурге или "Библиотека имени Ленина" в Москве. Собственно, кадр снят с перехода на "Купаловскую" Автозаводской линии, встроенного в зал в 1991 году:

16.


Увы, центральность этой станции оценили и злодеи, 11 апреля 2011 года заложившие бомбу мощностью около 10 тротиловых кило, начинённую кусками рубленой арматуры. Взрыв выбил в плитах перрона метровую воронку, обрушил потолок над эскалатором и задел 210 человек, 15 из которых погибли. "Весь свободный мир" тут же обвинил в этом Лукашенко, которому де срочно понадобилось отвлечь народ от финансового кризиса, Лукашенко обвинил оппозицию и резко закрутил гайки, а осуждённые Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалёв (оба - 1986 года рождения) из Витебска и вовсе оказались одиночками, которым просто нравилось взрывать людей. Первые самодельные мины-растяжки они вешали в своём городе ещё в 2004 году (и на одной из них покалечился ребёнок), в 2005 взорвали там автобусную остановку и кафе, а в 2008 устроили взрыв на праздновании Дня Независимости в Минске. Тут стоит вспомнить одну из главных линий белорусской пропаганды: "у нас здесь такого нет" - так как терроризм в местном обществе плотно ассоциировался с Россией, оба случая были классифицированы как "злостное хулиганство". Отчасти, может, им и являясь - хотя в трёх взрывах было ранено больше ста человек, никто не погиб, и позже в своих показаниях Ковалёв и Коновалов утверждали, что так и было задумано. Однако слава нелепого "злостного хулигана" вместо грозного "террориста" явно уязвила их гордость, и вот в 2011 году они таки добились своего. Не учли они лишь то, что террориста будут искать гораздо активнее, чем хулигана, как и то, что в Беларуси никто не отменял смертную казнь. Коновалова, который лично подложил бомбу, а потом с безопасной точки наблюдал за последствиями взрыва, тут же выследили по камерам и на следующий день взяли обоих на квартире у их перепуганной подруги, которая рассказывала, что вечером ребята выпили и в голос ржали над кадрами теракта в новостях. Без малого год спустя оба были расстреляны в Пищаловском замке. На станции же о былом напоминает разница торцевых панно - западное (тут верхнее), ныне больше похожее на фотообои, осыпалось от взрыва.

17.


Под него уходят поезда к следующей станции "Площадь Ленина", на которой, пожалуй, лучше всего видна главная техническая "фишка" белорусского метро - "минский односвод". Односводчатые станции - не только самые красивые, но и самые сложные, поэтому их оптимальную конструкцию советский метрострой искал долго и упорно. В итоге самое удачное решение было найдено в Харькове 1970-х годов, и большинство односводов (как тот же "Парк Челюскинцев") на просторах Необъятной - именно харьковского типа. Минский тип, иное сечение которого видно даже без специальных познаний, в итоге только в Минске и прижился, и это - его первый образец:

18.


На кадре выше виден переход на "Вокзальную" Зеленолужской линии, а вот вестибюль под вокзалом примечателен парой памятников: бюстом Ильича, из которого несознательный народ сделал клоуна, и абстрактной композицией Курловского расстрела 31 октября 1905 года, когда губернатор Павел Курлов дал жандармам согласие стрелять в толпу на митинге с требованием освобождения политзаключённых. В итоге было убито около ста человек, и никто не понёс наказания.

19.


Замыкает первую очередь "Институт Культуры" с вполне себе харьковским сводом...

20.


...и неожиданно приятными мозаиками в духе народной вышивки. Ну а что культура - это в первую очередь сельская этника, в странах Западного пояса не должно удивлять.

21.


Самая западная станция метро из построенных в Советском Союзе, в мои прошлые приезды "Институт Культуры" был конечной, но в 2010-х линия подросла. В 2012-м открылись "Грушевка":

22.


Оправдывающая своё название вот такой штукой у лестницы к выходу:

22а.


"Михалово" с сельским панно над лестницей:

23.


И "Петровщина" с минским сводом, пополнившая в постсоветских метрополитенах список космических станций (как "Гагаринские" в Самаре и Новосибирске, "Космонавтов" в Ташкенте, их же проспект в Екатеринбурге или "Байконур" в Алма-Ате):

24.


В 2014-м конечной стала "Малиновка", порядком разочаровавшая меня: на фото всё смотрелось очень красиво, а вот вблизи... дешёвый пластик, монтажная пена (которой хватило только на несколько колонн) и даже обещанного википедией пения малиновок тут не звучит:

25.


Порадовали только металлические птички на колоннах и оформление надписей:

25а.


Минск, как и Москва, имеет на карте яйцевидную форму с мощной скорлупой МКАДа, но только вытянут не с севера на юг, а с востока на запад. Так что логичнее будет сейчас переместиться на Автозаводскую линию и двигаться по ней с северо-запада на юго-восток. Пущенная в 1990 году, она чуть короче - 18 километров и 14 станций, но по ощущениям мне показалась длиннее. Конечная "Каменная Горка" (2005) примечательна не столько обликом, сколько расположением - это самая западная станция метро в бывшем СССР, по мере роста линии отнимавшая этот титул у соседок. И - "минское Выхино", самая загруженная станция метрополитена:

26.


В том же 2005 году была пущена соседняя "Кунцевщина" очень характерной для постсоветского Минска конструкции - давяще-низкий потолок и один ряд колонн:

27.


"Спортивная", по изначальному проекту "Раковская", тоже упирается одним концом в глухую стену второго выхода, законсервированного до лучших времён. Вы тоже видите там тоннель, по которому надвигается поезд?

28.


Украшение станции - вставки стен:

28а.


Предыдущие 10 лет, с 1995 года, ближайшей к Евросоюзу станцией на руинах Союза была "Пушкинская", неуловимо отсылающая к эстетике эпохи классицизма:

29.


Её ровесница "Молодёжная" с минским сводом получилась и правда куда более модно-ново-молодёжной:

30.


Думаю, вы заметили, что оригинальностью метротопонимика тут не блещет: в экс-Союзе по 3 "Площади Ленина" (ещё Питер и Новосибирск), "Автозаводских" (Москва и Нижний Новгород) и "Октябрьских" (Москва и Новосибирск), по 4 "Московских" (Питер, Нижний Новгород, Самара), "Пушкинских" (Москва, Питер и Ташкент) и "Пролетарских" (Москва, Питер, Нижний Новгород), "Спортивных" и вовсе 6 штук (Москва, Питер, Новосибирск, Самара и Харьков), а у многих ("Молодёжная" и "Первомайская" в Москве, "Академия наук" в Баку) есть хотя бы по одной тёзке. Не исключение в этом списке и "Фрунзенская" с тёзками в обеих российских столицах. В Минске же с неё начинается первая очередь второй линии, открытая в 1990 году:

31.


И это - идеальная станция времён Перестройки. С её торцов глядят друг другу в глаза красный командир - советский эпос тогда ещё не отбросили:

32.


И Дева Мария - религия к тому моменту уже была в чести:

33.


Эскалаторы же ведут не только на выход, но и к станции "Юбилейная площадь" на Зеленолужской линии:

33а.


Следующая "Немига" хоть и без пересадок, а тоже потянет на главную станцию Минска, ибо лежит под самым сердцем города. И даже странная чёрная штуковина под потолком - символическая ладья, которой поднялись по Свислочи неизвестные основатели "града Менеска" на краю Полоцкого княжества. В летописях он впервые появился менее благообразно - в 1067 году в связи с разграблением ратью киевских князей, сыновей Ярослава Мудрого. Который поэтому у свидомитов - щирый украинец, а вот у змагаров - пракляты маскаль.

34.


Не впечатляющая своей архитектурой, "Немига" устроена чрезвычайно сложно - инженерам нужно было вписать её между фундаментами исторических зданий и прудом на Свислочи:

35.


А каждый слой тщательно перекапывался археологами. В общем, "Немига" напомнила мне разом московский "Китай-город" и киевские "Золотые Ворота". Всё ж таки метро и Древняя Русь встречаются не так уж часто:

35а.


Над спуском в вестибюль - панорама Верхнего города, в первую очередь пара башен Собора Святого Духа (1635-42). Построенный как костёл бернардинок, ныне это столь православный храм, что даже примыкает к нему слева Минская духовная академия. Правее видна условная старая греко-католическая церковь Святого Духа, или вернее - её реплика (2011) вместо снесённого в 1950-х оригинала. Да и та действует как филармония, а не храм. На её фоне обратите внимание на логотип ММ:

36.


Но больше привлекают взгляд чёрные цветы: 30 мая 1999 года тихую Беларусь потрясла кровавая и бессмысленная трагедия на Немиге. Ничто в общем не предвещало беды: тёплый майский денёк, народные гуляния под эгидой пивзавода "Оливария", захмелевшая на его продукции молодёжь... в количестве 2,5 тысяч человек ринувшаяся  от хлынувшего ливня тесный в подземный переход. Где, вдобавок, ожидая потопа, коммунальщики ещё и сняли дренажные решётки вдоль стен... Так обычный майский дождь оборвал жизни 53 человек - в основном задавленных толпой или заколотых дамскими каблуками в дренажных траншеях. Лишь 11 из них были мужчинами, включая двух милиционеров, пытавшихся спасать людей - большинство жертв давки оказались хрупкими миниатюрными девушками. С 2002 года у входа в метро напоминают о трагедии железные цветы - 11 тюльпанов и 42 розы:

37.


Но - вернёмся в подземелье. Следующая "Купаловская" (названа в честь поэта Янки Купалы, современника Якуба Коласа, по театру имени его) уже нам знакома - переходы отсюда ведут на "Кастрычницкую":

38.


А витражи по задумке зодчих должны каким-то странным образом передавать настроение купаловских стихов:

38а.


Выходы же ведут в подножья мощных сталинок послевоенного Минска (его Купала, таинственно погибший в 1942 году, упав в лестничный пролёт московской гостиницы, не застал). Тот, что на проспекте Независимости, примечателен панно с сюжетами двух советских святынь - Победы:

39.


И Космоса:

40.


За Проспектом красная линия действительно становится Автозаводской, и пёструю публику спальных районов сменяет в вагонах рабочий люд. Этот участок открывает "Первомайская" - единственная в Минске станция с береговыми платформами, по изначальному проекту  из-за каких-то ошибок не построенная в сроки и в 1991 году "надетая" на уже готовую линию. Что олицетворяет декор, напоминающий сбои виртуальной реальности из первых фильмов про неё (уровня какого-нибудь "Газонокосильщика") - не знаю, но вероятно - расположенный над станцией ликероводочный завод "Кристалл". Также обратите внимание на подставки под зад, которые тут вместо более привычных скамеек:

41.


Следующая "Пролетарская" близ подшипникового завода вполне оправдывает своё название. Я же очень зря здесь поборол какое-то интуитивное желание выйти и прогуляться дальше пешком - недалеко от станции на улице Судмалиса есть пустырь, пересечённый длинным валом. Только это не остатка древней крепости, а крыша тоннеля - слишком мелкого, чтоб целиком идти под землёй, но слишком глубокого, чтобы ограничиться выемкой.

42.


Он ведёт на станцию "Тракторный Завод", может и не самую красивую, но самую, пожалуй, колоритную: минский свод в его чистейшем виде оформлен так, что можно ощутить себя внутри покрышки, и даже лампы тут похожи на редукторы и шестерни.

43.


Здесь я выходил смотреть район Тракторного Завода:

44.


Дальше идёт совершенно невзрачная, особенно если учесть масштабы героики, "Партизанская". Что в общем и немудрено - она открылась лишь в 1997-м, и на первоначальном оформлении было решено сэкономить. Зато она, кажется, первая из этих низких станций с однорядными колоннами, что теперь кажутся мне лицом Минского метро:

45.


Её ровесница - явно начатая ещё при Советах "Автозаводская". И наверное закончили бы её в 1990-м - она была бы не хуже "Тракторного Завода", но в итоге получилось типичное "ни то ни сё":

46.


И странное устройство зала как будто от двух разных станций, вероятно, осталось от неких решений, не доведённых до конца:

47.


А вот конечная "Могилёвская" (2001) интереснее. Во-первых, здесь работает первый в метрополитенах бывшего Союза пассажирский лифт, а во-вторых, верхний ярус станции служит музеем метро. Увы, попытка его осмотреть упёрлась в турникеты, которые открывают лишь по предварительной записи для групп от 5 до 20 человек с 15 до 16 часов, кроме выходных и четверга. Но телефон (конечно же, городской) всё ж приложу - 219-60-67.

48.


Интерьер же запомнился мне дизайном скамеек:

48а.


И на карте Минский метрополитен так и выглядел Андреевским крестом, пока 2020 год не начал превращать его в букву "Ж" - 7 ноября (да-да!) того странного года заработала третья Зеленолужская линия, пока представленная лишь первой очередью из 4 станций. Зато удивительна она тем, что по факту это другое метро - по сравнению с двумя другими линиями тут иначе буквально всё, начиная с тянущихся вдоль платформ раздвижных стеклянных заграждений (в новейших метрополитенах от Китая до Евросоюза - скорее норма, чем особенность).

49.


За ними и поезда снуют другие - швейцарские "Штадлеры M110/M111", в 2019-20 годах собиравшиеся в Фаниполе. В 2022-м, однако, Беларусь угодила под санкции, поставки узлов прекратились, а как результат, до Минска доехало всего 10 составов. Часть из них работают на Автозаводской линии (но я там таких не встречал), а на Зеленолужской дефицит оборачивается совершенно не гуманным интервалами, от которых шкалят секундомеры на путях - по моим ощущениям, что-то около 15 минут, а вечером после 23, в последние 2 часа работы подземки, и вовсе по 3 поезда за час.

50.


Ну а мир у нас, как ни старайся, глобален, и с точки зрения пассажира отличия "Штадлера" от "Москвы" минимальны. "Москву" для Минска сейчас и строят серией в Мытищах.

50а.


Что же до устройства станций, то после путешествия по Китаю тут сложно отделаться от дежавю - хотя вроде напрямую китайцы в строительстве этой линии не участвовали. Единственное исключение - куда больше похожая на новые станции московской Большой Кольцевой и к тому же глубочайшая в Минске (20 метров) "Юбилейная площадь", северная конечная с пересадкой на "Фрунзенскую":

51.


Что интересно, Юбилейной площадь нарекли не в 1970 и даже не в 1967, а в 1826 году - к 1500-летию Никейского собора, утвердившего Символ Веры. Видимо, отсюда, иносказанием без крестов и нимбов - круги света на потолке и солнечный диск в торце зала:

51а.


Следующая станция "Площадь Франтишка Богушевича" выглядит так, словно Минск наречён в честь династии Мин. Ладно ещё, что я был там до маньчжурской поездки, но даже на фото мне теперь странно видеть такие интерьеры без толпы китайцев, табличек иероглифами и мяукающих объявлений на незнакомом языке.

52.


Ну а панно отсылают в творчество Франциска-Казимира Богушевича - писателя 19 века, основоположника критического реализма в нищей и кромешной Беларуси тех времён.

53.


"Вокзальная" встречает Деревом Дорог (так называется абстрактная композиция на переднем плане) и, внезапно, "Погоней", что вдвойне странно с учётом открытия станции вскоре после тех митингов, по итогам которых Батька так резко перестали играть с наследием Великого княжества Литовского, что сгоряча едва в состав России не вошёл. В Беларуси "Погоня" неофициально запрещена, на Украине сделалась чуть ли не официальным белорусским флагом, ну а то, что у неё три полосы (бело-красная-белая), тогда как тут только две (как на польском флаге), интригу не снимает - у меня вариантов, кроме "чемодан-вокзал-Варшава" для несогласных, нет.

54.


Эскалаторы на кадре выше поднимаются из длинного (даже траволаторами оснащён) перехода на "Площадь Ленина":

55.


Ещё перегон - и мы на последней в сегодняшнем рассказе станции "Ковальская Слобода", пожалуй самой интересной в Минске из 18 постсоветских. Во-первых, технически - приглядевшись, в ней можно узнать "минский свод":

56.


Во-вторых, визуально - люстры на потолке напоминают, что слобода ковальская (то есть - кузнечная), а в пилонах воспроизведены вытинанки (народные узоры из резной бумаги), которые складываются в странный сельский абстракционизм:

57.


В котором попадается и вот такая милота:

57а.


Над всем этим - необычайно мощная конструкция с пассажирским лифтом. Народ вот уж без малого четверть часа ждёт поезда:

58.


К ближайшему 7 ноября обещают продолжение линии из станций "Аэродромная", "Неморшанский Сад" и "Слуцкий Гостинец". А мы в следующей части осмотрим рабочие районы над красной линией метро.

Другие популярные посты

 • 

Платежку покажи, так раньше говорили тем, кто задерживал платежи и не платил вовремя.Сегодня можно показать и сто платежек по которым ден...

487 комментариев Источник