Лытдыбр радостей жизни: блинчики на завтрак
Тонкие блинчики я пеку с юности. Мама у нас отлично пекла пироги и пирожки, папа - всякую вкусную татарскую выпечку, а блины у них не получались. Мама умела пухлые оладушки, папа много раз пробовал, но сдался и признал, что у меня выходит лучше - ну вот пусть я пеку для всей семьи.
Я как раз для этого спрашивала про термин умения без перевода в слова в прошлом посте - это был термин tacit knowledge - что-то, что ты знаешь на телесном уровне, но не можешь перевести в объяснения. Так вот, мое умение было как раз таким бессловессным знанием - оно заключалось в том, как согласовано и особенно ты двигаешь рукой, которой наливаешь тесто, и рукой, которая вращает сковородку. Из этих двух движений и получался тонкий ровно растекшийся слой круглого дырявого блинчика.
Тогда в давней советской юности мы делали тесто из всего, что под рукой - кислого молока, просто молока, кефира, мама умела дрожжевые. А здесь я нашла смесь для блинчиков и они всегда выходят отлично. Для американских жителей - вот такая . На обложке у них местные толстые панкейки, в моей классификации не блины, а оладьи. Но смесь можно развести нужной густоты и сделать и тонкие блинчики, и оладушки, и даже вафли в вафельнице.
У меня теперь процесс отработан до легкости, все под руками. Вместо воды я по вычитанному совету разбавляю смесь газированной минералкой - блины получаются еще нежнее и воздушнее. Для выпечки у меня всегда есть специальная сковородка с толстым дном - маленького размера. Ее всегда норовят утянуть домашние, чтобы разогреть что-то мелкое, но я ее не даю, она специально для блинчиков!
Раньше, в родительском доме, я наливала тесто половником, везде капало, по кастрюльке стекало. А нынче я развожу тесто в чаше для смешивания - у меня таких несколько наборов. Пластиковая емкость гладкая, внизу резиновый круг на дне, чтобы плотно стояла на столе, с одного края ручка, с другого - носик как у кувшина. Никаких ложек-половников не нужно, берешь за ручку, наливаешь с носика-уголка столько, сколько нужно, чисто и аккуратно.
Я теперь еще опытным путем выяснила, сколько нужно теста для блинчиков на одного или двоих. Три ложки с верхом муки - одна порция для завтрака. Обычно я делала на глаз, а потом уставала печь, так много теста разводила. А нынче делаю ровно порционно, только для завтрака - три, шесть или девять ложек.
Еще давно меня научили, чтобы не смазывать сковороду, наливать немного растительного масла прямо в тесто. И не спрашивайте меня, сколько - это все бессловесное знание! Я даже густоту теста вижу на глаз, в крайнем случае после первого блина знаю, разбавить немного или добавить муки. Тесто должно быть такое, чтобы успевало растечься ровным слоем прежде, чем начнет прижариваться. Если слишком густое - ливанешь - а оно уже присохло к своему боку и не растекается на пустое место.Приходится доливать и везде слой становится толстый.
Но первую сковороду я все же смазываю. Там сковорода может не догреться или перегреться, и если первый блин выйдет комом - можно будет легко его снять. Но обычно у меня уже правильно нагретая сковородочка и первый блин выходит съедобным и идет в зачет:)
Так у меня слева на плите сковорода, справа - чаша с кувшинным носиком. А слева на столе - тарелка для готовых блинчиков. Сейчас - всегда гладкая, с приподнятыми краями, но без полей, с Тоторо и девочкой из Тоторо. Они большие, красивые, про разные времена года - и дорогие. Милый муж подарил мне такую на новый год и она оказалась прекрасной, солидной, очень гладкого блестящего фарфора и со смешным милым рисунком.
Иногда, когда мне хочется все сделать особо хорошо, я тарелку нагреваю, чтобы блинчики об нее не остывали:)
Наливаешь тесто, ловко и согласованно действуя обеими руками, а потом ждешь. Если вся поверхность перестала блестеть, стала матовой - пора переворачивать. Для этого я сейчас купила специальную лопаточку - она тонкая, но жесткая и круглая по форме. Вот поддевать от края ею не очень удобно, приходится помогать пальцами, зато всю плоскость блинчика она подхватывает очень удобно. Перевернув, я слежу за кружевными краями. Если они стали поджаренными, а сам блин стал уменьшаться, как бы стягиваться от краев - пора снимать!
Снятый идет на тарелку, новый наливается. И после этого я мажу готовый сливочным маслом. Можно отрезать кусок и вилкой наколоть, но мне это не нравится непредсказуемостью и быстротаянием. Так что я беру наш столбик масла в бумажной упаковке, задираю ее с одного конца и быстро мажу торцом. По горячему блину тает ровно так немного, чтобы было вкусно.
Когда тесто начинает подходить к концу, я кликаю свою золотую рыбку в виде мужа, и он делает начинки разные. Если есть засоленный лосось, режет его мелкими кусочками, сыр или ветчину -полосочками, сметану взбивает с сахаром, творог со сметаной и медом, варенья какие есть сегодня - малиновое, вишневое или черносмородиновое, нарезанную мелко клубнику, бананы. Все это в мисочках и вазочках расставляется по столу. Заваривается чай, а я делаю какао. И несу тарелку с блинами. Каждый себе выбирает чашку под настроение. А потом делает блинчики - кладет, что приглянулось и сворачивает разными художественными способами - то треугольничками, то цилиндрами, то конвертиками.
Завтрак выходит очень душевный и уютный. Я даже просыпаюсь в такой день с радостью заранее - сейчас буду печь блинчики!