• 

Дама у примечательного дома


(с) Сергей Варшавчик

До постройки современного здания на этом месте (улица Воздвиженка) стоял огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. В 1892 году деревянная часть здания цирка сгорела; по одной из версий причиной пожара стал поджог. Средств на восстановление здания у импресарио не нашлось, и участок вместе с сохранившимися постройками выставили на продажу.

В том же году его приобрела Варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный № 14), и вскоре переписала участок на своего сына — Арсения (к его25-летию), который приходился двоюродным племянником Савве Морозову, известному русскому предпринимателю и меценату.

Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок в неомавританском стиле, повторяющий в общих чертах образ португальского дворца Пена (по другой версии, усадьбы Кинта да Регалейра, также находящейся в Синтре).

Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Льва Толстого «Воскресение» (опубликован в 1899 году): князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», имея в виду затею Морозова.

Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»

Может и не легенда, так как Арсению Морозову, прослывшему мотом и кутилой, недолго было суждено жить в роскоши экзотического дома. Однажды, в 1908 году, он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что не почувствует боли благодаря силе духа. Началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.

По его завещанию, наследницей дома на Воздвиженке стала его возлюбленная — Нина Коншина. Законная супруга Морозова, Вера Сергеевна, с которой он не жил с 1902 года, пыталась это завещание оспорить, ссылаясь на психическое расстройство Арсения Абрамовича, и, следовательно, его недееспособность. Суд признал доводы Веры Морозовой несостоятельными и во владение домом вступила Нина Коншина, которая тут же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву.

После Октябрьской революции 1917 года дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала Первая рабочая передвижная труппа театра Пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с пролеткультовцами сотрудничал режиссёр Сергей Эйзенштейн, поставивший в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.

В конце 1920-х годов здание передали наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941—1945 годах — службы посольства Великобритании и редакция английской газеты «Британский союзник»; с 1952 в течение двух лет — посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами»; особняк получил название Дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, Дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.

В наше время особняк Арсения Морозова используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.

+16°...+21°, , временами .

Другие популярные посты

 • 

Завтра подниматься мне в 5 утра и ехать в аэропорт.Кто-то говорил, что сложно спать во время сургутских белых ночей, а мне нормально. Спл...

Нет комментариев Источник

 • 

Григорий Ликман - "Энергия", 1954 г.Аркадий Пластов - "Юность. Отдых", 1954Аркадий Пластов - "Полдень", 1961Владимир Якутров - "Лесное оз...

1 комментарий Источник

8

 • 

Привет шебурбурумчики.Вот, решил написать для вас небольшой словарик перверского или его аргонского диалекта.Я к сожалению не лингвист, н...

Нет комментариев Источник